ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
so_uv.alks_sch@samara.edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Uncategorised

20
мая
2011

№ п/п

Cодержание работы

Дата

Ответственные

Мини – проект «Все мы родом из детства»

1.

Деловая игра «Детский переписной лист», выпуск информационного листа

3 неделя сентября

МИГ «ГОНГ»

2.

Классный час: «Сколько нас…» (о всероссийской переписи населения)

9 октября

кл. руководитель, поисковые группы

3.

Познавательная игра «Что в имени твоём»

23 октября

МИГ «Интерес»

4.

Урок этической грамматики «Вся семья вместе, так и душа на месте»:

-         внутренний строй большой семьи, место в нём каждого;

-         «Моё родословное дерево»

4 неделя ноября

 

2 неделя декабря

МИГ «Интерес», родители

5.

Ключевое дело: оформление страничек в альбом:

-         «Моё родословное дерево»;

- «Моё родословное дерево».

4 неделя декабря

кл. руководитель

Мини – проект «Мой край родной, задумчивый и нежный»

1.

Заочное путешествие по русским городам «Откуда земля русская стала есть» и оформление страничек в альбом

февраль - март

поисковые группы

2.

Классный час «Судьба России – моя судьба»

январь

кл.руководитель

3.

Конкурс рисунков «Символика Алексеевского района»

1неделя февраля

совет класса

4.

Конкурс стихов «Мой край родной, задумчивый и нежный»(поэзия Ф.Вострикова) совместно с детской библиотекой

14 апреля

кл. руководитель

5.

Викторина «Алексеевскому району – 75 лет»

4 неделя апреля

кл. руководитель

6.

Ключевое дело: игра – путешествие по Алексеевскому району, оформление карты заочного путешествия

2 неделя мая

МИГ «Гонг», поисковые группы

7.

КТД: защита проекта «Русский дом»

4 неделя мая

поисковые группы


20
мая
2011

(из опыта работы)

 

    Воспитательную работу в 5 – Б классе я, как классный руководитель, осуществляла в процессе работы над творческим проектом «Русский дом».

    Народная культура – основа национальной культуры, поэтому логично продолжить знакомство учащихся с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, родной земле. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому очень интересен для детей среднего школьного возраста. Петь, танцевать, мастерить, участвовать в театрализованных представлениях – всё эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию ребёнка.

    Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

    Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания учащихся даёт возможности решать многие воспитательные цели и задачи.

    Главная задача – обеспечить адаптацию вчерашних учеников начальной школы к условиям среднего звена, отличительной чертой которого является ставка учителей на большую долю самостоятельности детей как в учебной, так  и во внеклассной жизни.

    В начальной школе внеклассная деятельность учащихся данного класса уже осуществлялась в виде проектной деятельности, ребята знают, что это такое, и новый этап работы над проектом «Русский дом» будет логическим продолжением предыдущего.

    Основными задачами воспитательной работы в классе является:

-        развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов ребёнка;

-         сплочение классного коллектива;

-         органическое вовлечение родителей в воспитательный процесс;

-        использование в организации внеклассных дел разнообразных  доступных и интересных форм  и методов работы.

20
мая
2011

Решаемые задачи: приобщение учащихся к здоровому образу жизни, 

                               спорту, забота о собственном физическом здоровье

Формы работы:  игры, вовлечение в спортивные кружки, секции, участие

                            спортивных делах школы

№ п/п

Cодержание работы

Дата

Ответственные

1.

Участие в Дне здоровья:

-легкоатлетический кросс;

-пионербол.

14 сентября

МИГ «Спорт»

2.

Участие в районном легкоатлетическом кроссе

18 сентября

МИГ «Спорт»

3.

Весёлые старты «Беги и улыбайся»

20 ноября,

18 февраля

МИГ «Спорт»

4.

Работа с учащимися по вовлечению в спортивные секции

сентябрь

кл. руково-

дитель

5.

Участие в малом первенстве школы по мини- баскетболу

4 неделя

февраля

МИГ «Спорт»

6.

Участие в спартакиаде по лёгкой атлетике:

-         школьная спартакиада;

-         районная спартакиада.

3 – 4 неделя мая

Миг «Спорт»


20
мая
2011

Решаемые задачи: воспитание правильного понимания истинных человеческих ценностей, культуры человеческого общения. Нравственной ответственности каждого перед коллективом, обществом.

Форы работы: тематические классные часы, деловые игры, практикумы, игровые программы.

 

 

№ п/п

Cодержание работы

Дата

Ответственные

1.

Праздник  Первого звонка:

-         торжественная линейка;

-         классный час, посвящённый Дню Знаний;

-         праздничная дискотека.                                                                                                                   

 

1 сентября

 

классный руководитель

2.

Участие в конкурсной программе «Славлю тебя, учитель!»:

-подготовка номера художественной самодеятельности;

-помощь в оформлении сцены

1 неделя октября

МИГ «Гонг»,

совет класса

3.

Всероссийская антинаркотическая акция: ролевые игры «Наркомания как социальное явление» (6 занятий)

в течение года

совместно с педагогом центра «Семья» Поповой Т.Г.

4.

Творческий период «Осенняя краса»:

-подготовка номера художественной самодеятельности;

-         участие в конкурсной программе «И в осени есть своя прелесть»;

-         классная конкурсно – игровая программа вместе с параллельным классом

 

4 неделя октября

МИГ «Интерес»,

«Гонг»,

совет класса

5.

Участие в общешкольной линейке, посвященной Дню Примирения

4 ноября

классный

руководитель

6.

Творческий период «Новый год шагает по планете»:

-участие в конкурсе новогодних плакатов;

-участие в театрализованном представлении;

-классная конкурсная программа «Звёздный дождь»

 

 

4 неделя декабря

 

 

МИГ «Интерес»,

«Гонг»,

совет класса

7.

Творческий период «От сердца к сердцу»:

-изготовление валентинок;

-конкурсная программа «Классная пара»

 

2 неделя февраля

МИГ «Интерес», совет класса

8.

КТД «Поздравляем друг друга»:

-         поздравления – сувениры для мальчиков;

-         поздравления- сувениры для девочек;

-         классная игровая программа

4 неделя февраля

совет класса, классный руководитель

9.

Творческий период «Когда пробуждается капель»:

-участие в концерте для учителей «Как прекрасны женщины России»;

- оформление к празднику

 

1 неделя марта

МИГ «Гонг», совет класса

10.

Творческий период «Безопасность на улицах и дорогах»:

-оформление уголка для начальных классов «Безопасность дорожного движения»,

-участие в играх – конкурсах по ПДД

 

2 неделя апреля

 

классный

руководитель совместно с ГИБДД

11.

Творческий период «И помнит мир спасённый»:

-акция «Календарь Победы» (заочное путешествие по городам – героям);

-конкурс мастерства и вдохновения «О Родине, о Мужестве, о Славе»;

-участие в смотре строя и песни;

-участие в митинге и Вахте памяти в парке Победы.

 

 

март – апрель

1 неделя мая

27 апреля

9 мая

классный руководитель,

МИГ «Гонг»,

МИГ «Интерес»

12.

КТД «Вместе весело шагать»:

-концерт – отчёт для родителей;

-презентация классного проекта для родителей.

29 мая

совет класса

13.

Участие в районной конкурсной программе «Здравствуй, лето!»

1 июня

совет класса


20
мая
2011

Решаемые задачи: изучение личности учащихся, классного коллектива, коррекция  с целью создания оптимальных условий для развития и воспитания каждого ребёнку на основе личностно – ориентированного подхода

Формы работы: анкетирование учащихся и родителей, психологические тренинги, аналитико – диагностическое тестирование, индивидуальная работа психолога и социального педагога

 

№ п/п

Cодержание работы

Дата

Ответственные

1.

Операция «Подросток»: выявление детей с девиантным поведением, изучение материального состояния семей, занятости подростков во внеурочное время, оформление документации

2 неделя октября

классный руководитель

2.

Тест – самохарактеристика каждого учащегося и составление общего графика по всем параметрам

3 неделя сентября

классный руководитель

3.

Анкетирование учащихся и родителей «Определение уровня комфортности детей в классе»

январь

психолог

4.

Определение уровня воспитанности учащихся

1 неделя сентября

классный

руководитель

5.

Аналитико – диагностическое тестирование:

-определение межполушарной асимметрии частного типа ВНД;

-определение силы нервной системы;

-диагностика эмоционального отношения к учению;

-определение самооценки и уровня притязаний учащихся

 

октябрь

 

декабрь

ноябрь

 

январь

школьный психолог, классный руководитель


20
мая
2011

№ п/п

Cодержание работы

Дата

Ответственные

1.

Участие в общешкольных конкурсах:

-«Лучший класс года» в номинациях «За активную жизненную позицию», «За учебные достижения»;

-«Лучший классный кабинет»

 

в течение года

 

совет класса, классный руководитель

2.

Укрепление классных традиций:

-создание фотолетописи класса;

-проведение классного «арбузника»;

-озеленение и оформление кабинета;

-КТД совместно с родителями «Здравствуй, лето!»

 в течение года

 

МИГи «Интерес», «Гонг», «Спорт», классный руководитель

3.

«Заповедный сад души» – коллективное творческое дело:

-       «Дерево желаний» сажаем в сентябре (планирование работы в классе);

-         выращиваем «Поющее дерево» (собираем песни, которые поём);

-         растим «Заповедные цветы» (составляем индивидуальную программу самореализации);

-         посещаем «Полянку сердечных пожеланий» для именинников и в честь праздников

-         оформляем классный уголок

 

сентябрь

 

 

в течение года

 

МИГи:

«Интерес»,

«Гонг», совет класса

4.

Проведение классного конкурса «Ученик года» по итогам участия во внеклассных делах

в течение года

совет класса


20
мая
2011

Решаемые задачи: организация классного коллектива, ученического самоуправления,  регулирование взаимоотношений учащихся и учителей

Формы работы: выборы актива класса, МИГов, работа с активом класса, организационные моменты, индивидуальная работа с учащимися.

 

№ п/п

Cодержание работы

Дата

Ответственные

1.

Организационный классный час:

-определение целей и задач нового учебного года;

-выдача учебников

 

3.09

 Классный руководитель,

библиотекарь школы

2.

Организация общественно – полезного труда:

-составление графика дежурства по классу;

-организация ОПТ на закрепленной территории

 

1 неделя сентябр.

МИГ «Труд»,

классный руководитель

3.

Организация классного самоуправления:

-деловая игра по определению рейтинга авторитета каждого ученика среди

 одноклассников;

-выбор актива класса;

-формирование МИГов и распределение поручений;

- работа с членами МИГов при организации КТД в классе

 

4.09

 

 

 

 

по необходимости

 

 

классный руководитель,

 

актив класса

4.

Решение хозяйственных вопросов, организация питания

ежемесячно

кл.руководитель,

МИГ «Труд»

5.

Организация учебного труда:

Классные часы «Учись учиться»:

-«Твоё внимание и правила саморегуляции внимания» (диагностика внимания, тренинги внимания);

-«Мышление и его виды» (лингвистическое и логическое мышление, развивающие игры);

-«Память и её тренировка» (игры и тренинги);

-«Восприятие» (диагностика восприятия и тренинги)

  

октябрь

  

 

декабрь

 

февраль

 

апрель

 

 

классный руководитель и школьный психолог

6.

Индивидуальная работа с учащимися:

-систематическая проверка дневников, выставление текущих отметок;

-индивидуальный контроль за учебной деятельностью слабых учащихся, организация взаимопомощи;

-рейды по проверке выполнения домашних заданий;

-взаимодействие с родителями;

-определение рейтинга знаний учащихся;

-подведение итогов четверти;

-посещение уроков.

 

1 раз в две недели

 

по необходимости

 

1 раз в четверть

 

классный руководитель,

 

 

 

МИГ «Знание»

  

 

классный руководитель

7.

Классные часы:

-«Правила поведения учащихся: как мы их выполняем»;

-«Наши успехи в учёбе».

 

декабрь

 

ноябрь

классный руководитель

 


20
мая
2011

Из опыта воспитательной работы классного руководителя 9–Б класса

МОУ Алексеевская СОШ  "Образовательный центр"  Звягинцевой Т.В.

 

В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по –новому строить и воспитательную работу с учащимися.

Идеальная модель – это  воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.

Основные компоненты воспитательной системы:

-         индивидуально – групповой компонент;

-         ценностно – ориентационный;

-         функционально – деятельностный;

-         пространственно – временной;

-         диагностико – аналитический.

Анализируя воспитательную работу в 8 – Б классе, а также исходя из результативности воспитательной работы в 5, 6, 7 классах в данном коллективе, следует отметить, что в воспитательной деятельности классного руководителя и классного коллектива присутствуют все 5 компонентов воспитательной системы.

 

Индивидуально – групповой компонент.

Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.

Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами  жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка.

Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.

Ценностно – ориентационный компонент представляет совокупность целей, задач, принципов построения и жизнедеятельности  классного коллектива:

1.     В течение 2004 – 2005 и 2005 - 2006 учебного года в соответствии с планом воспитательной работы в классе решались следующие задачи:

-         воспитание гражданско – патриотических чувств через проектную деятельность, в основе которой лежит географическое краеведение. Итогом работы над творческим проектом «Заповедная моя Родина» стало 2 место в общешкольном конкурсе «Лучший проект года»

-         организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знанийосуществлялось в процессе участия класса в предметных декадах, выпусках предметных газет,  играх «Эрудит – лото» и «Интеллектуальном марафоне». МИГ «Знание» контролировал выполнение домашних заданий, состояние учебных дел  в классе. В результате в классе по итогам года нет ни одного неуспевающего (успеваемость – 100%), повысилось качество знаний по сравнению с пошлым годом (до 45,8%), класс занял 3 место в общешкольном конкурсе «Лучший класс года» в номинации «За учебные достижения»;

-         стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся, не допустить снижения показателей: «отношение к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность». Усилия, направленные на реализацию этой задачи, были оправданы. На рабочих линейках в течение года в адрес учащихся не было сделано ни одного замечания по поводу нарушения правил поведения. В классе нет детей, состоящих на внутришкольном контроле, на учёте в ПДН, КДН, в классе нет детей с низким уровнем воспитанности.

  - активизация деятельности органов ученического самоуправления через    развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Ученическое самоуправление классе в течение ряда лет осуществляется через МИГи (малые инициативные группы), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам: МИГ «Гонг», МИГ «Знание», МИГ «Спорт», МИГ «Труд», Миг «Интерес». Каждая группа занимается планированием и организацией КТД по различным направлениям.

    Итоги анкетирования учащихся в 2005– 2006 учебном году по методике М.И.Рыжкова «Определение уровня развития  классного коллектива» показали, что по основным параметрам, а именно: «организованность классного коллектива», «ответственность за общественные дела», «ответственность за свои дела» показатели определены как высокие, в общем уровень развития классного коллектива определён как средний, что вполне соответствует реальной действительности.

2.     Перспективы жизнедеятельности классного сообщества представляют собой совокупность идеальной, результативной и процессуальной целей  воспитательной работы данном классе.

Идеальная цель воспитательной работы в классе совпадает со стратегической целью школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самоутверждения и самореализации».

Результативная цель воспитательного и образовательного процесса в данном классе – «Успешное завершение второй ступени образования и получение основного общего образования».

 Процессуальная цель на конкретном этапе – использование воспитательных возможностей проектной деятельности во внеклассной работе для формирования ключевых  компетентностей: коммуникативной, социальной, нравственной, информационной.

 

Функционально – деятельностный компонент, в который входят:

1.     Системообразующий вид деятельности и методы организации совместной деятельности  и общения классного сообщества и классного руководителя.

В данном классе основным видом совместной деятельности является проектная деятельность. В течение трёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится географическое краеведение, изучение Алексеевского района, его флоры и фауны, памятников природы на территории района. Конкурс мини – сочинений, уроки этической грамматики, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному краю, картографическая работа – основные формы деятельности ребят в рамках работы над проектом. Завершающий этап – презентационный – представлял устный журнал с демонстрацией собранных материалов и оформленных стендов по теме. Наш результат совместной деятельности – 2 место в конкурсе.

2. Систематизация  воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе. На протяжении трёх лет воспитательная работа в классе ведётся по следующим направлениям:

-         организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решались вопросы по организации дежурства в классе, организации ОПТ, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;

-         создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний. Класс принимал активное участие в предметных декадах, в играх «Эрудит – лото», выпуску предметных газет – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса в ходе общешкольного соревнования в номинации «За учебные достижения». МИГ «Знание» по итогам четверти подводил результативность рейтинга знаний, что способствовало осознанию значимости каждым учащимся своих результатов учебного труда;

-         аналитико–диагностическая деятельность всегда интересна своими результатами, т.к. раскрывает каждого ученика с неожиданной стороны. Оказывается, что 15 учащихся из 25 учатся потому, что «надо» учиться, 8 – не хотят учится, а «любит» учится лишь один ученик. Учёбой в данном классе дорожат 23 ученика и не желают переходить в другой класс. Все учащиеся «любят» свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное. Наибольшим авторитетом у ребят пользуется Симанькин Володя, в числе «звёзд» – Молчанов Володя, Попова Маша, Попова Наташа, Сафина Настя. В числе «популярных» – Пыхтина Ирина, Якунин Саша, Блытова Настя, Телегина Лена, Сучкова Вера, Симанькина Таня – это ребята, которые являются инициаторами и организаторами классных творческих дел. В числе «принятых» – все остальные ребята.

    В классе сложился годовой круг традиционных дел, он совпадает с годовым кругом традиционных дел школы. Это творческие периоды «Осенний калейдоскоп», «Новый год шагает по планете», «Отечества славные сыны», где ребята принимают активное участие и результативность всегда высокая. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: классные «арбузники», озеленение класса, оформление классного уголка и др. В общешкольном соревновании классов в номинации «За активную жизненную позицию» класс в течение трёх лет занимает первое место.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Смею надеяться, что в моей деятельности детерминирует  ведущая роль классного руководителя, определённая по системе Колесниковой И.А. как «старший товарищ», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.

 

Пространственно – временной компонент  складывается из:

1.     Эмоционально – психологической, духовно – нравственной и предметно – материальной среды.

Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 8 – Б класса является кабинет изобразительного искусства. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя,  учащихся класса об уютной, комфортной обстановке  в «родном»  кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё  это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. И на протяжение всех трёх лет кабинет ИЗО занимает первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет».

    Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.

    Кроме того, духовно – нравственная среда обеспечивается также взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.

2.     Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели с 8 – А классом проходят совместные игры «Эрудит – лото», спортивные соревнования как между классами, так и в параллели «восьмые – девятые» классы. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т.д.)

3.     Этапы становления и развития воспитательной системы включают в себя:

-         первый этап – проектирование;

-         второй этап – становление;

-         третий этап – стабильное функционирование;

-         четвёртый этап – коренное обновление или завершение функционирования.

    Анализируя результаты воспитательной работы в данном классе за прошедшие три года, можно отметить, что первый этап был характерен для пятого класса, когда в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиций класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива.

    На втором этапе особое внимание уделялось укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы».

В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится  на основе  традиций,  которые  сохраняются  и  поддерживаются  всеми  членами классного сообщества.

 

Диагностико – аналитический компонент включает в себя:

1.     Критерии эффективности воспитательной системы.

Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.

Аналитико–диагностическая деятельность в классе  проводится совместно с психологом школы Синельниковой Л.Н. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии  определения эффективности воспитательной системы класса:

-         общий уровень воспитанности класса – 4,2 балла при максимуме 5 баллов, 6 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 15 – хорошим, 4 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.

-         тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители  постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать (например, походы по родному краю, поездки в г. Самара и др.)

Самыми значительными итогами воспитательной работы в классе стали:

-         первое место в общешкольном конкурсе «Лучший класс года» в номинации «За активную жизненную позицию» на протяжении трёх лет;

-         третье место в номинации «За учебные достижения в 2004 – 2005 учебном году»

-         первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет» также в течение трёх лет.

2.     Методы и приёмы изучения результативности воспитательной работы характеризуются использованием различных методик, рекомендуемых для анализа воспитательной работы в классе.

Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:

-         М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;

-         Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;

-         Тест А.А.Андреевой «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;

-         Анкета  «Я и моя семья»,

-         Методики «ТУСовка» и «Мишень», которые определяли уровень сотрудничества в классе и место каждого ученика в классном сообществе.

Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.

Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:

-         нравственный;

-         познавательный;

-         художественный;

-         физический;

-         коммуникативный,

что не противоречит стратегической цели школы:

«Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самореализации, самоутверждения»

 

 
 

© 2024. .