Решаемые задачи: воспитание правильного понимания истинных человеческих ценностей, культуры человеческого общения. Нравственной ответственности каждого перед коллективом, обществом.
Форы работы: тематические классные часы, деловые игры, практикумы, игровые программы.
№ п/п
Cодержание работы
Дата
Ответственные
1.
Праздник Первого звонка:
-торжественная линейка;
-классный час, посвящённый Дню Знаний;
-праздничная дискотека.
1 сентября
классный руководитель
2.
Участие в конкурсной программе «Славлю тебя, учитель!»:
-подготовка номера художественной самодеятельности;
-помощь в оформлении сцены
1 неделя октября
МИГ «Гонг»,
совет класса
3.
Всероссийская антинаркотическая акция: ролевые игры «Наркомания как социальное явление» (6 занятий)
в течение года
совместно с педагогом центра «Семья» Поповой Т.Г.
4.
Творческий период «Осенняя краса»:
-подготовка номера художественной самодеятельности;
-участие в конкурсной программе «И в осени есть своя прелесть»;
-классная конкурсно – игровая программа вместе с параллельным классом
4 неделя октября
МИГ «Интерес»,
«Гонг»,
совет класса
5.
Участие в общешкольной линейке, посвященной Дню Примирения
4 ноября
классный
руководитель
6.
Творческий период «Новый год шагает по планете»:
-участие в конкурсе новогодних плакатов;
-участие в театрализованном представлении;
-классная конкурсная программа «Звёздный дождь»
4 неделя декабря
МИГ «Интерес»,
«Гонг»,
совет класса
7.
Творческий период «От сердца к сердцу»:
-изготовление валентинок;
-конкурсная программа «Классная пара»
2 неделя февраля
МИГ «Интерес», совет класса
8.
КТД «Поздравляем друг друга»:
-поздравления – сувениры для мальчиков;
-поздравления- сувениры для девочек;
-классная игровая программа
4 неделя февраля
совет класса, классный руководитель
9.
Творческий период «Когда пробуждается капель»:
-участие в концерте для учителей «Как прекрасны женщины России»;
- оформление к празднику
1 неделя марта
МИГ «Гонг», совет класса
10.
Творческий период «Безопасность на улицах и дорогах»:
-оформление уголка для начальных классов «Безопасность дорожного движения»,
-участие в играх – конкурсах по ПДД
2 неделя апреля
классный
руководитель совместно с ГИБДД
11.
Творческий период «И помнит мир спасённый»:
-акция «Календарь Победы» (заочное путешествие по городам – героям);
-конкурс мастерства и вдохновения «О Родине, о Мужестве, о Славе»;
-участие в смотре строя и песни;
-участие в митинге и Вахте памяти в парке Победы.
март – апрель
1 неделя мая
27 апреля
9 мая
классный руководитель,
МИГ «Гонг»,
МИГ «Интерес»
12.
КТД «Вместе весело шагать»:
-концерт – отчёт для родителей;
-презентация классного проекта для родителей.
29 мая
совет класса
13.
Участие в районной конкурсной программе «Здравствуй, лето!»
Решаемые задачи: изучение личности учащихся, классного коллектива, коррекция с целью создания оптимальных условий для развития и воспитания каждого ребёнку на основе личностно – ориентированного подхода
Формы работы: анкетирование учащихся и родителей, психологические тренинги, аналитико – диагностическое тестирование, индивидуальная работа психолога и социального педагога
№ п/п
Cодержание работы
Дата
Ответственные
1.
Операция «Подросток»: выявление детей с девиантным поведением, изучение материального состояния семей, занятости подростков во внеурочное время, оформление документации
2 неделя октября
классный руководитель
2.
Тест – самохарактеристика каждого учащегося и составление общего графика по всем параметрам
3 неделя сентября
классный руководитель
3.
Анкетирование учащихся и родителей «Определение уровня комфортности детей в классе»
январь
психолог
4.
Определение уровня воспитанности учащихся
1 неделя сентября
классный
руководитель
5.
Аналитико – диагностическое тестирование:
-определение межполушарной асимметрии частного типа ВНД;
-определение силы нервной системы;
-диагностика эмоционального отношения к учению;
-определение самооценки и уровня притязаний учащихся
В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по –новому строить и воспитательную работу с учащимися.
Идеальная модель – это воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.
Основные компоненты воспитательной системы:
-индивидуально – групповой компонент;
-ценностно – ориентационный;
-функционально – деятельностный;
-пространственно – временной;
-диагностико – аналитический.
Анализируя воспитательную работу в 8 – Б классе, а также исходя из результативности воспитательной работы в 5, 6, 7 классах в данном коллективе, следует отметить, что в воспитательной деятельности классного руководителя и классного коллектива присутствуют все 5 компонентов воспитательной системы.
Индивидуально – групповой компонент.
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.
Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка.
Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.
Ценностно – ориентационный компонент представляет совокупность целей, задач, принципов построения и жизнедеятельности классного коллектива:
1.В течение 2004 – 2005 и 2005 - 2006 учебного года в соответствии с планом воспитательной работы в классе решались следующие задачи:
-воспитание гражданско – патриотических чувств через проектную деятельность, в основе которой лежит географическое краеведение. Итогом работы над творческим проектом «Заповедная моя Родина» стало 2 место в общешкольном конкурсе «Лучший проект года»
-организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знанийосуществлялось в процессе участия класса в предметных декадах, выпусках предметных газет, играх «Эрудит – лото» и «Интеллектуальном марафоне». МИГ «Знание» контролировал выполнение домашних заданий, состояние учебных дел в классе. В результате в классе по итогам года нет ни одного неуспевающего (успеваемость – 100%), повысилось качество знаний по сравнению с пошлым годом (до 45,8%), класс занял 3 место в общешкольном конкурсе «Лучший класс года» в номинации «За учебные достижения»;
-стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся, не допустить снижения показателей: «отношение к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность». Усилия, направленные на реализацию этой задачи, были оправданы. На рабочих линейках в течение года в адрес учащихся не было сделано ни одного замечания по поводу нарушения правил поведения. В классе нет детей, состоящих на внутришкольном контроле, на учёте в ПДН, КДН, в классе нет детей с низким уровнем воспитанности.
- активизация деятельности органов ученического самоуправления через развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Ученическое самоуправление классе в течение ряда лет осуществляется через МИГи (малые инициативные группы), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам: МИГ «Гонг», МИГ «Знание», МИГ «Спорт», МИГ «Труд», Миг «Интерес». Каждая группа занимается планированием и организацией КТД по различным направлениям.
Итоги анкетирования учащихся в 2005– 2006 учебном году по методике М.И.Рыжкова «Определение уровня развития классного коллектива» показали, что по основным параметрам, а именно: «организованность классного коллектива», «ответственность за общественные дела», «ответственность за свои дела» показатели определены как высокие, в общем уровень развития классного коллектива определён как средний, что вполне соответствует реальной действительности.
2.Перспективы жизнедеятельности классного сообщества представляют собой совокупность идеальной, результативной и процессуальной целей воспитательной работы данном классе.
Идеальная цель воспитательной работы в классе совпадает со стратегической целью школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самоутверждения и самореализации».
Результативная цель воспитательного и образовательного процесса в данном классе – «Успешное завершение второй ступени образования и получение основного общего образования».
Процессуальная цель на конкретном этапе – использование воспитательных возможностей проектной деятельности во внеклассной работе для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, нравственной, информационной.
1.Системообразующий вид деятельности и методы организации совместной деятельности и общения классного сообщества и классного руководителя.
В данном классе основным видом совместной деятельности является проектная деятельность. В течение трёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится географическое краеведение, изучение Алексеевского района, его флоры и фауны, памятников природы на территории района. Конкурс мини – сочинений, уроки этической грамматики, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному краю, картографическая работа – основные формы деятельности ребят в рамках работы над проектом. Завершающий этап – презентационный – представлял устный журнал с демонстрацией собранных материалов и оформленных стендов по теме. Наш результат совместной деятельности – 2 место в конкурсе.
2. Систематизация воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе. На протяжении трёх лет воспитательная работа в классе ведётся по следующим направлениям:
-организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решались вопросы по организации дежурства в классе, организации ОПТ, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;
-создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний. Класс принимал активное участие в предметных декадах, в играх «Эрудит – лото», выпуску предметных газет – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса в ходе общешкольного соревнования в номинации «За учебные достижения». МИГ «Знание» по итогам четверти подводил результативность рейтинга знаний, что способствовало осознанию значимости каждым учащимся своих результатов учебного труда;
-аналитико–диагностическая деятельность всегда интересна своими результатами, т.к. раскрывает каждого ученика с неожиданной стороны. Оказывается, что 15 учащихся из 25 учатся потому, что «надо» учиться, 8 – не хотят учится, а «любит» учится лишь один ученик. Учёбой в данном классе дорожат 23 ученика и не желают переходить в другой класс. Все учащиеся «любят» свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное. Наибольшим авторитетом у ребят пользуется Симанькин Володя, в числе «звёзд» – Молчанов Володя, Попова Маша, Попова Наташа, Сафина Настя. В числе «популярных» – Пыхтина Ирина, Якунин Саша, Блытова Настя, Телегина Лена, Сучкова Вера, Симанькина Таня – это ребята, которые являются инициаторами и организаторами классных творческих дел. В числе «принятых» – все остальные ребята.
В классе сложился годовой круг традиционных дел, он совпадает с годовым кругом традиционных дел школы. Это творческие периоды «Осенний калейдоскоп», «Новый год шагает по планете», «Отечества славные сыны», где ребята принимают активное участие и результативность всегда высокая. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: классные «арбузники», озеленение класса, оформление классного уголка и др. В общешкольном соревновании классов в номинации «За активную жизненную позицию» класс в течение трёх лет занимает первое место.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Смею надеяться, что в моей деятельности детерминирует ведущая роль классного руководителя, определённая по системе Колесниковой И.А. как «старший товарищ», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.
Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 8 – Б класса является кабинет изобразительного искусства. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. И на протяжение всех трёх лет кабинет ИЗО занимает первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет».
Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.
Кроме того, духовно – нравственная среда обеспечивается также взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.
2.Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели с 8 – А классом проходят совместные игры «Эрудит – лото», спортивные соревнования как между классами, так и в параллели «восьмые – девятые» классы. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т.д.)
3.Этапы становления и развития воспитательной системы включают в себя:
-первый этап – проектирование;
-второй этап – становление;
-третий этап – стабильное функционирование;
-четвёртый этап – коренное обновление или завершение функционирования.
Анализируя результаты воспитательной работы в данном классе за прошедшие три года, можно отметить, что первый этап был характерен для пятого класса, когда в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиций класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива.
На втором этапе особое внимание уделялось укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы».
В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, которые сохраняются и поддерживаются всеми членами классного сообщества.
Диагностико – аналитический компонент включает в себя:
1.Критерии эффективности воспитательной системы.
Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.
Аналитико–диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологом школы Синельниковой Л.Н. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии определения эффективности воспитательной системы класса:
-общий уровень воспитанности класса – 4,2 балла при максимуме 5 баллов, 6 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 15 – хорошим, 4 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.
-тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать (например, походы по родному краю, поездки в г. Самара и др.)
Самыми значительными итогами воспитательной работы в классе стали:
-первое место в общешкольном конкурсе «Лучший класс года» в номинации «За активную жизненную позицию» на протяжении трёх лет;
-третье место в номинации «За учебные достижения в 2004 – 2005 учебном году»
-первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет» также в течение трёх лет.
2.Методы и приёмы изучения результативности воспитательной работы характеризуются использованием различных методик, рекомендуемых для анализа воспитательной работы в классе.
Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:
-М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;
-Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;
-Методики «ТУСовка» и «Мишень», которые определяли уровень сотрудничества в классе и место каждого ученика в классном сообществе.
Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.
Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:
-нравственный;
-познавательный;
-художественный;
-физический;
-коммуникативный,
что не противоречит стратегической цели школы:
«Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самореализации, самоутверждения»