Цель: обобщить изученный материал и проверить уровень подготовки
-закрепить знания литературоведческих понятий и представлений;
-развивать интерес к чтению и читательской деятельности.
Оборудование: книги басен, портреты баснописцев, тематическая газета, рисунки детей, проигрыватель, грампластинки.
Оформление доски: дата, тема урока «Русские баснописцы», выставка книг, тематическая газета, портреты баснописцев, написаны слова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок посвящен творчеству русских баснописцев и вам предоставляется возможность вспомнить басни, с которыми вы познакомились на уроке или читали самостоятельно.
III. Актуализация знаний.
На уроках литературного чтения мы знакомимся с произведениями различных жанров. Что такое жанр?
(Жанром называют форму, вид произведений с общими особенностями, например отношение автора к героям, окружающему миру, как выражаются чувства и мысли автора и его героев).
Сегодня мы заканчиваем работу над баснями. Что такое басня?
( - Басня – короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы
- Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием).
Почему басню мы не спутаем ни с каким другим произведением. Назовите особенность басен.
(- В басне всегда есть мораль).
Слова И.А.Крылова на доске (прочитать).
«Люблю, где случай есть – пороки пощипать».
Над какими человеческими пороками смеются авторы басен?
( - Высмеивают такие недостатки, как лень, хитрость, жадность, грубость, невежество).
С какими чувствами баснописцы относятся к своим героям.
(С иронией. Ирония - это скрытая, тонкая насмешка).
А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль?
(Аллегория, что значит иносказание).
Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием.
(Олицетворение).
Назовите имена и фамилии баснописцев.
(Дети перечисляют баснописцев).
Эти имена мы конечно должны запомнить. Они оставили след не только в русской, но и в мировой художественной литературе.
И мы с вами, живя в великой стране, должны гордиться богатым творческим наследим.
IV. Физминутка.
V. Чтение детьми басен (наизусть)
Теперь послушаем, как басня прозвучит в исполнении мастера слова, артиста А.Грибова.
Мне хотелось бы, чтобы вы учились выразительно читать басни. Слушаем басню И.А.Крылова «Квартет». (Звучит басня)
А какие басни вы подготовили?
(Дети рассказывают басни и показывают свои рисунки.)
Очень многие выражения из басен стали крылатыми. Какие крылатые выражения вы знаете?
( «Ай, Моська, знать она сильна, раз лает на слона», « А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват», «А ларчик просто открывался», «Впредь, чужой беде не смейся голубок» и т.д.).
VI. Самостоятельная работа в тетрадях.
(Помочь слабоуспевающим детям)
VII. Итог урока.
VIII. Оценивание.
IХ. Д/з Закончить работу в тетрадях.
Никонова В.А., учитель начальных классов
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"