Дата проведения: 09.10.2007 г
Цель урока: Познакомить учащихся с клеточным уровнем организации растительного организма. Показать, что клетка – структурная и функциональная единица организма.
Оборудование: приборы (лупы, микроскопы); таблицы с изображением растительной клетки, «пробирки Гука», клеток с хлоропластами, лейкопластами, хромопластами; предметные стекла. Лимон, апельсин. Видеофильм «Клетка – единица живого». Презентация на компьютере.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний. Вопросы к классу.
1) Чем различается химический состав тел живой и неживой природы?
2) Сходен ли химический состав растительной и животной клеток?
3) Перечислите элементы, наиболее распространенные в живых организмах?
4) Какие вещества относятся к органическим?.
5) В чем заключается роль белков в клетке?
6) Какие вещества являются основным источником энергии?
7) Охарактеризуйте роль жиров в организме.
8) Какова роль воды в клетке?
9) Назовите известные вам углеводы.
10) Какую роль выполняют в клетке нуклеиновые кислоты?
11) Каков химический состав живых организмов?
III. Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя.
1) Беседа о строении микроскопа и правилах работы с ним.
2) Сообщение учителя о клетке как структурной единице организма. Подобно тому как здание построено из множества кирпичей, скрепленных друг с другом , так и растительный. Организм состоит из большого числа клеток.
3) Обсуждение того, что клетка- это не только структурная, но и функциональная единица организма. Здесь необходимо уточнить понятие «функция»; вспомнить о функциях , свойственных живому организму (питание, дыхание, обмен веществ и т.д), и отметить, что все эти функции свойственны клетке как функциональной единице.
4) Рассказ учителя об истории открытия клеточного строения организмов. Обнаружение клеточного строения организма- величайшее открытие в биологии. Первооткрыватель клетки – Р. Гук. Первые клетки, которые он увидел, были растительные клетки, клетки пробки.
5). Демонстрация клеток, которые можно увидеть без специального увеличительного прибора ( клетки апельсина, лимона).
6) Органоиды клетки (Рассказ учителя; демонстрация таблицы, кадров диафильма, рисунка в учебнике)
Физ минутка:
Чтобы выполнить задания:
Чуть- чуть нам надо отдохнутьНу, ребята дружно встанем
Надо косточки встряхнутьРуки верх, назад прогнулись
Сейчас сделаем наклоны
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять
Теперь спины держим ровноНа месте будем мы шагать
Тихо все на место сядем
И закроем глазки
Вспомните все, что повторяем
Без моей подсказки,
7) Презентация на компьютере
IV. Закрепление.
Выполнение лабораторной работы по заданию в «Рабочая тетрадь» на стр.10
Беседа по результатам работы:
Какие органоиды видны в микроскопе?
Запишите в тетрадь основные части: ядро, цитоплазма, оболочка.
V. Итоги урока:
Выставление оценок за работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
Изучить раздел 3 учебника, выполнить задания 11-13 в «Рабочей тетради».
Горшенина Р.В., учитель биологии и химии
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"