Цели урока:
- Показать значение открытия периодического закона для развития химии и
других наук.
- Познакомить учащихся с биографией Д.И.Менделеева и его деятельностью
на благо России.
Задачи урока:
- Продолжить работу по формированию у учащихся умения давать характеристику химического элемента и его соединений по положению
химического элемента в ПСХЭ.
- На примере жизни и деятельности Д.И.Менделеева формировать чувство патриотизма и гордости за великих соотечественников.
- Использовать ИКТ для решения поставленных целей и задач урока.
Оборудование:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, экран, проектор (для демонстрации слайдов), электронные диски с материалами презентации, ноутбук, учебник «Химия 8 – 9» Р.Г.Иванова.
Тип урока: Урок изучения нового материала в форме электронной презентации
проекта, выполненного учащимися по данной теме.
Ход урока
I. Организация учащихся и постановка цели урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», поэтому целями его являются выяснение роли открытия этого закона для развития химии и других наук, а также знакомство с жизнью и деятельностью великого учёного. Урок пройдёт не совсем обычно, тема урока будет представлена в виде электронной презентации проекта, выполненного группой учащихся.(3 ученика.) Они представят свою работу после проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания.
- Главным при изучении темы было научиться пользоваться периодической системой и периодическим законом для характеристики химического элемента и его соединений.
- Откройте тетради с письменным домашним заданием.(Дать характеристику элемента с № 19 (калия) по положению в ПСХЭ)
- Чем является характеризуемый элемент; металлом, неметаллом или амфотерным элементом? (Активный щелочной металл, так как на внешнем электронном слое 1 электрон)
- В связи с этим, каков характер его соединений? ( Основной.)
-Назовите химические формулы его оксида и гидроксида. ( K2O, KOH )
- К доске пойдут три ученика писать уравнения реакций, отражающих химические свойства простого вещества калия, оксида калия и гидроксида калия.
- Пока ребята готовят задание на доске, с места по тетради прочитать полную характеристику элемента № 19.( Калий, находится в 4 большом периоде, в I группе главной подгруппе, ma= 39 а.е.м., заряд ядра атома равен + 19, в электронной оболочке всего 19 электронов, на внешнем слое находится 1 электрон, 4 электронных слоя, металл, валентность равна 1, летучих водородных соединений не образует, формулы оксида и гидроксида K2O, KOH )
- Какую степень окисления проявляет калий и почему? (+1, так как стремится отдать внешний электрон, чтобы предпоследний слой стал последним, а на нём 8 электронов, то есть внешний слой будет завершённым.)
- Приведите примеры других щелочных металлов. ( Li, Na, Rb, Cs, Fr)
- Проверим выполнение упражнений на доске и запишем уравнения, отражающие химические свойства калия, оксида калия и гидроксида калия в рабочих тетрадях.
- Запишите число, классная работа, тему урока запишем позже.
- Перечислить химические свойства простого вещества калия, прочитать химические уравнения написанных реакций, проверить правильность расстановки коэффициентов, определить типы реакций, назвать все вещества.
(1. Взаимодействие с неметаллами. 2K + Cl2 = 2KCl (р. соединения, ОВР)
2. Взаимодействие с водой. 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑ (р. замещения, ОВР)
3. Взаимодействие с растворами кислот. 2K + 2HCl = 2KCl + H2↑ (р. замещения, ОВР) )
- Перечислить химические свойства оксида калия, прочитать химические уравнения написанных реакций, проверить правильность расстановки коэффициентов, определить типы реакций, назвать все вещества.
(1. Взаимодействие с кислотами. K2O + H2SO4 = K2SO4 + H2O (р. обмена)
2. Взаимодействие с кислотными оксидами. K2O + CO2 = K2CO3 (р. соединения)
3. Взаимодействие с водой. K2O + H2O = 2KOH (р. соединения) )
- Перечислить химические свойства гидроксида калия, прочитать химические уравнения написанных реакций, проверить правильность расстановки коэффициентов, определить типы реакций, назвать все вещества.
( 1. Взаимодействие с кислотами. KOH + HCl = KCl + H2O (р. обмена)
2. Взаимодействие с кислотными оксидами.2KOH + CO2 = K2CO3 + H2O (р. обмена)
3. Взаимодействие с растворами солей. 2KOH + CuCl2 = Cu(OH)2↓ + 2KCl (р. обмена) )
III. Динамическая пауза.
- Встать, руки в стороны, руки в верх, потянуться как можно выше.
- Руки за голову в замок, повороты туловища в стороны и потягивание вверх.
- Руки в стороны, пальцы сжать в кулачки, вращательные движения кулачками по и против часовой стрелки.
- Руки на поясе, наклоны головой в стороны, вперёд, назад.
- Расслабьте плечи, руки вдоль туловища, глазами следите за движениями указки в моих руках (вырисовываю указкой в воздухе круги и овалы разного размера)
IV. Изучение нового материала.
- Запишем в тетрадях тему урока. (Я на доске)
- Защита проекта по этой теме будет проведена 3 учащимися по трём разделам:
1.Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. (Материалы презентации прилагаются.)
2. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. (Материалы презентации прилагаются.)
3. Его именем названы… (Материалы презентации прилагаются.)
- Ребята, задавайте интересующие вас вопросы участникам презентации.
- Запишем в тетради основные значения открытия периодического закона и периодической системы.
(1. Открытие ПЗ направило усилия физиков на изучение строения атомов, что способствовало дальнейшему развитию химии, геохимии, космохимии, получению новых химических элементов, созданию новых веществ и материалов.
2. Периодическая система это хранилище информации об элементах, их свойствах и свойствах их соединений.)
V. Итог работы.
- На уроке мы узнали о значении открытия закона природы, носящего имя нашего соотечественника Д.И.Менделеева, и познакомились с его биографией.
- Эта тема была темой ученического проекта, который был представлен в форме электронной презентации.
VI. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание. ( §11-12, стр. 173 № 3 б) )
Цыганова Т.Н., учитель химии
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"