ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
uv.alks_sch@63edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цель: - научиться практически готовить растворы с заданной массовой долей растворённого вещества.

Задачи: - повторить и использовать правила ТБ при выполнении практических

                 работ  в кабинете химии,

                 -повторить и практически применить знания о растворах и массовой

                 доле растворённого вещества,

                 - познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами

                 взвешивания,

                 -формировать коммуникативные компетентности.

Оборудование и реактивы:

Весы лабораторные, химические стаканы (V = 50мл), стеклянные палочки, керамические ложечки, мерные цилиндры (V = 100мл), мензурки (V =50мл), дистиллированная вода, хлорид натрия (тв.), хлорид калия (тв.),карбонат натрия (тв.). Учебник «Химия 8-9» Р.Г. Иванова.

Тип урока: Практическая работа.

Оформление доски.

 24. 10. 07.

Практическая работа № 3.

Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

I –вариант

Приготовить 20 г.

водного раствора

поваренной соли

с массовой долей

соли 5%.

II –вариант

Приготовить 25 г.

водного раствора

хлорида калия

с массовой долей

соли 4%.

III –вариант

Приготовить 10 г.

водного раствора

карбоната натрия

с массовой долей

соли 10%.

Ход работы.

1.Рассчитайте массу соли и воды, необходимые для приготовления данного раствора.

2.Отвесьте соль и поместите её в химический стакан.

3.Отмерьте мерным цилиндром ( или мензуркой) необходимый объём воды и вылейте её в тот же стакан.

4.Перемешайте содержимое стакана до полного растворения соли.

Вывод:

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

                 - Здравствуйте, ребята, садитесь, готовьтесь к уроку. Я рада вас видеть.

II.                Постановка цели урока.

                 - Ребята, вспомним, что такое растворы? (Однородные системы, состоящие из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

                 - Тема нашего урока посвящена выработке практического умения приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

III. Основная часть урока. (Теоретическая часть)

                 - Ребята, вы дома готовились к практической работе и должны были в ходе подготовки выполнить теоретические расчёты, необходимые для её проведения в соответствии с вариантами ( рядами) в рабочих тетрадях.

                 - Я проверю наличие расчётов, проходя между рядами, откройте рабочие тетради.

                 - Пока я это делаю вспомните и скажите, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)

                 - Что говорит о растворе его массовая доля? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора)

                 - Давайте сравним массы растворённого вещества в трёх вариантах.(В каждом варианте масса растворённого вещества равна 1 грамму.)

                 - Почему же массовые доли растворённого вещества в трёх растворах разные? (Массы растворителя в каждом случае разные)

                 - Перепишите расчёты масс растворённого вещества и воды в виде задачи в тетрадь для практических работ – эта решённая задача является частью оформления практической работы.

IV. Динамическая пауза.

                 - Встали, руки подняли вверх, потянулись, как можно выше.

                 - Руки в стороны, пальцы сжали в кулачки, вращаем их по часовой и против часовой стрелки.

                 - Руки на пояс, наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.

                 - Руки вдоль туловища, расслабьте плечи, посмотрите в верхний правый угол кабинета, в верхний левый, на меня.

V. Основная часть урока. (Практическая часть)

                 - Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.

1) Нельзя пробовать вещества на вкус.

2) Нельзя брать вещества руками.

3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать ( выливать) обратно в банку (склянку).

4) Нюхать вещества с осторожностью.

5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.

6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.)

                 - Распишитесь в журнале по ТБ.

                 - Откройте коробку с весами, соберём чашечные весы, повторяя за мной все действия.(Повесить весы за кольцо на крючок, укрепить чашки на серьгах коромысла, уравновесить чашки с помощью регулирования длины плеч коромысла)

                 - Все гирьки весов называются разновесом. Их следует брать специальным пинцетом.

                 - На правую чашку весов ставится гирька нужной массы, а на левую аккуратно насыпается твёрдое вещество.

                 - Взвесьте необходимую массу твёрдой соли, пользуясь этим правилом взвешивания.(Согласно расчёту 1 грамм.)

                 - Взвешенную соль высыпьте в химический стакан(V=50 мл.)

                 - Ребята, что дальше необходимо сделать для приготовления нужного раствора? (Отмерить мерным цилиндром или мензуркой рассчитанный объём дистиллированной воды.)

                 - Почему объём воды равен её расчётной массе?( так как плотность воды равна 1гр ⁄ мл)

                 - Вылейте воду в стакан с твёрдой солью и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли.

                 - Что вы получили? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)

                 - Составьте краткое описание выполненной работы и самостоятельно сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

                 - Ребята, сдайте тетради для практических работ, приведите в порядок рабочее место (Разобрать весы, вымыть и поставить на место химическую посуду) и вымойте руки с мылом.

VI. Итог урока.

                 - Чему  вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов  с определённой массовой долей растворённого вещества).

                 - Какие действия для этого следует выполнить? ( Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)

                 - Повторить устно и одному из учеников написать на доске вывод о последовательности действий при приготовлении растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

                 - Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)

VII. Домашнее задание.

                 - Повторить §10 – 12, решить задачу, условие которой записано в рабочих тетрадях. (Определить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления 250 грамм 10% раствора)


Цыганова Т.Н., учитель химии

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

 

 
 

© 2024. .