Цель: - научиться практически готовить растворы с заданной массовой долей растворённого вещества.
Задачи: - повторить и использовать правила ТБ при выполнении практических
работ в кабинете химии,
-повторить и практически применить знания о растворах и массовой
доле растворённого вещества,
- познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами
взвешивания,
-формировать коммуникативные компетентности.
Оборудование и реактивы:
Весы лабораторные, химические стаканы (V = 50мл), стеклянные палочки, керамические ложечки, мерные цилиндры (V = 100мл), мензурки (V =50мл), дистиллированная вода, хлорид натрия (тв.), хлорид калия (тв.),карбонат натрия (тв.). Учебник «Химия 8-9» Р.Г. Иванова.
Тип урока: Практическая работа.
Оформление доски.
24. 10. 07. Практическая работа № 3. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. |
||
I –вариант Приготовить 20 г. водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5%. |
II –вариант Приготовить 25 г. водного раствора хлорида калия с массовой долей соли 4%. |
III –вариант Приготовить 10 г. водного раствора карбоната натрия с массовой долей соли 10%. |
Ход работы. 1.Рассчитайте массу соли и воды, необходимые для приготовления данного раствора. 2.Отвесьте соль и поместите её в химический стакан. 3.Отмерьте мерным цилиндром ( или мензуркой) необходимый объём воды и вылейте её в тот же стакан. 4.Перемешайте содержимое стакана до полного растворения соли. Вывод: |
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь, готовьтесь к уроку. Я рада вас видеть.
II. Постановка цели урока.
- Ребята, вспомним, что такое растворы? (Однородные системы, состоящие из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
- Тема нашего урока посвящена выработке практического умения приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
III. Основная часть урока. (Теоретическая часть)
- Ребята, вы дома готовились к практической работе и должны были в ходе подготовки выполнить теоретические расчёты, необходимые для её проведения в соответствии с вариантами ( рядами) в рабочих тетрадях.
- Я проверю наличие расчётов, проходя между рядами, откройте рабочие тетради.
- Пока я это делаю вспомните и скажите, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)
- Что говорит о растворе его массовая доля? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора)
- Давайте сравним массы растворённого вещества в трёх вариантах.(В каждом варианте масса растворённого вещества равна 1 грамму.)
- Почему же массовые доли растворённого вещества в трёх растворах разные? (Массы растворителя в каждом случае разные)
- Перепишите расчёты масс растворённого вещества и воды в виде задачи в тетрадь для практических работ – эта решённая задача является частью оформления практической работы.
IV. Динамическая пауза.
- Встали, руки подняли вверх, потянулись, как можно выше.
- Руки в стороны, пальцы сжали в кулачки, вращаем их по часовой и против часовой стрелки.
- Руки на пояс, наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.
- Руки вдоль туловища, расслабьте плечи, посмотрите в верхний правый угол кабинета, в верхний левый, на меня.
V. Основная часть урока. (Практическая часть)
- Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.
1) Нельзя пробовать вещества на вкус.
2) Нельзя брать вещества руками.
3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать ( выливать) обратно в банку (склянку).
4) Нюхать вещества с осторожностью.
5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.
6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.)
- Распишитесь в журнале по ТБ.
- Откройте коробку с весами, соберём чашечные весы, повторяя за мной все действия.(Повесить весы за кольцо на крючок, укрепить чашки на серьгах коромысла, уравновесить чашки с помощью регулирования длины плеч коромысла)
- Все гирьки весов называются разновесом. Их следует брать специальным пинцетом.
- На правую чашку весов ставится гирька нужной массы, а на левую аккуратно насыпается твёрдое вещество.
- Взвесьте необходимую массу твёрдой соли, пользуясь этим правилом взвешивания.(Согласно расчёту 1 грамм.)
- Взвешенную соль высыпьте в химический стакан(V=50 мл.)
- Ребята, что дальше необходимо сделать для приготовления нужного раствора? (Отмерить мерным цилиндром или мензуркой рассчитанный объём дистиллированной воды.)
- Почему объём воды равен её расчётной массе?( так как плотность воды равна 1гр ⁄ мл)
- Вылейте воду в стакан с твёрдой солью и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли.
- Что вы получили? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)
- Составьте краткое описание выполненной работы и самостоятельно сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
- Ребята, сдайте тетради для практических работ, приведите в порядок рабочее место (Разобрать весы, вымыть и поставить на место химическую посуду) и вымойте руки с мылом.
VI. Итог урока.
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).
- Какие действия для этого следует выполнить? ( Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
- Повторить устно и одному из учеников написать на доске вывод о последовательности действий при приготовлении растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
- Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
VII. Домашнее задание.
- Повторить §10 – 12, решить задачу, условие которой записано в рабочих тетрадях. (Определить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления 250 грамм 10% раствора)
Цыганова Т.Н., учитель химии
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"