ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
uv.alks_sch@63edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цели  урока:  Охарактеризовать систему управления и самоуправления в 17веке;

показать её традиционность с одной стороны и новые элементы с другой;

подвести учащихся к выводу о том, что в 17 веке главную тенденцию политического развития  России составлял переход к абсолютизму;

повторить понятия: Земский Собор, Боярская Дума, приказы.

развитие общеучебных навыков: сравнения, решения проблемных задач, самостоятельной работы, работы с документами.

Понятия:      самодержавная  монархия,  абсолютизм,  воевода.

Оборудование:  УЭП.  Разделы: «Эпоха  Ивана  Грозного»,  «Россия  в  новое время».

Таблица  наименований  приказов.

Тексты  о   Боярской  Думе  и   Земском  Соборе.

                                           

                                                      План  урока.

      1) Проверка  домашнего  задания.

          Демонстрируется  слайд  «Соляной  бунт» (раздел  «Городские  восстания  в     сер.  17  века»)

          Проводиться  игра  «Чистая  доска»  В  ходе  игры  вызванный  учащийся должен  рассказать  о  всех  фактах  написанных  на  доске  о  Соляном  бунте, если  он  отвечает  правильно,  то  стирает  этот  факт.  В  итоге  доска  должна остаться  чистой.  По  ходу  игры  допускается  обращение  к  классу  за    помощью.

              Факты

          1)  1648  год.

          2) Н. Чистой,  Б.И. Морозов.

          3)  высокая  пошлина.

          4)  царь  с  иконой  в  руках  и  со  слезами  на  глазах.

          5)  стрелецкое  жалование.

          6)  Пушкарский  приказ,  Траханиотов.

          7)  то  наша  кровь.

          Задание 2.  На  доске  написан  небольшой  текст  с  ошибками.  Ученик  должен  найти  эти  ошибки.

          «  В  1651  году  в  ходе  восстания  в  Новгороде,  был  создан выборный орган -  «земская  изба»,  во  главе  с  князем  Н. И. Одоевским».

           Ошибки:  1651,  в  Новгороде,  земская  изба,  Н.И.Одоевский.

           Задание 3.  Блиц - опрос

           1)   В  каком  году  было  принято  Соборное  уложение?

           2)  Сколько  лет  прошло  после  принятия  последнего  сборника  законов?

           3)  Кого  царь  Алексей  Михайлович  считал  своим  « собинным  другом»?

           4)  Какое  прозвище  имел  царь  Алексей Михайлович?

           5)  Каким  способом  было  прекращено  восстание  в Новгороде?

           6)  Кто  такие  тяглые   люди?

           7)  Какой  век  назван  «бунташным»?

           Задание 4.

            Объясните,  почему  так  много  народных  выступлений  проходило  в  17 веке?  Какие  выводы  должна  была  сделать  власть  из  этих событий?

        2)  Изучение  новой  темы.

Проблемное  задание.  В  17  веке  в экономической  жизни  России появились  черты  нового  общественного  порядка  -  капитализма.  Для  эпохи  капитализма  в  политическом  отношении  характерны  либо республика,  либо  парламентская  монархия.  Можем  ли  мы  на основании  этих  данных  сделать  вывод  о  том,  что  в  17  веке   Россия встала  на  путь  формирования  парламентской  монархии?  Можно  ли           Земский  Собор  считать  парламентом,  наподобие,  английского?

Решение  проблемы.

1) Выясним,  какая  монархия  называется  парламентской?  Что  такое  парламент?  Какую  роль  он  играет  в  политической  жизни  страны?

2) Для  того, чтобы  понять  какие  изменения  произошли  в  политической  жизни  России  в  17  веке  прибегнем  к  методу  сравнения.  Сравним  государственное  устройство  России  в  16  веке  и  в  17  веке.  Выясним  роль  каждого  из  органов  государственного  управления.  Отметим  знаком  « +»  тот орган  управления  значение  которого  возрастает,  знаком  «-»  значение  которого  падает,  знаком «∆»   находиться  в  подчинении  царя.

Демонстрируется  слайд.  «Органы  управления  в  России  в  17  веке».

 

Работа  со  схемой.

Царь.  Демонстрируется слайд  «Царь  Алексей  Михайлович».  Раздел  «Россия  в  в  новое  время».  Тема  «Россия  в  17  веке».

         Сравниваются  изменения  в  титулах: «Государь,  царь  и  великий  князь  всея  Руси»,  в  17  веке  титул  произносился  так:  «Божией  милостью  великий  государь,  царь  и  великий  князь  всеие  Великие  и  Малые  и  Белые  Руси  самодержец».

         Какое  объяснение  вы  могли  бы  дать  факту  изменения  титула?  О  чём  это  свидетельствует?  Какой  знак  мы поставим  в  прямоугольнике  «царь»?  (  знак «+» ).

Земский  Собор.  а)  Демонстрируется  слайд  «Земский  Собор».

                              б)  Изучается  документ  №2.

 Вопросы  к  документы:

         1)  какие  сословия  входили  в  Земский  Собор?)

         2)  какими  вопросами занимался  Земский  Собор? (доп. пример  из учебника  §  25  стр.  165)

         3)  были  ли  Земские  Соборы  постоянно  действующими?

         4)  был  ли  это  законодательный  орган  или  совещательный?

         5)  как  часто  он  собирался? (после  Смуты  часто, а  потом  все  реже).

Можно  ли   считать  Земский  Собор,  по  той  роли  какую  он  играл  в  политической  жизни,  подобным  английскому  парламенту?

Какой  знак  мы  поставим в  прямоугольнике  «Земский  Собор»?  («-»).

 

Боярская  Дума.  а)  Слайд  «Бояре  в  17  веке».

                              б)  Изучается  документ  №1.

Вопросы  к  документу:

            1)  из  каких  чинов  состояла?

            2)  чем  занималась?

  Вывод:  Боярская  Дума  высший  аристократический  орган  для  обсуждения вопросов  предложенных  царём.  Члены  Боярской Думы  выполняли различные  поручения  царя:  были  воеводами  городов  (подробнее рассказать  используя материал  §25  п.4).  Воеводы  возглавляли приказы,  командовали  полками.  Можно  ли  его считать самостоятельным  органом  управления?  Какой  значок  ставим  в прямоугольнике  «Боярская Дума»?     («∆».

Приказы.  Вспомним,  что  такое приказы?

                   Демонстрируется  слайд «Земский  приказ».

В  17  веке  число  приказов  достигло  40.  Прочитаем  названия  приказов  на  листе.  Некоторые  из  приказов  распространяли  свою  деятельность  на  всю  страну,  например,  Посольский,  Разрядный,  Поместный.  Найдите  в  учебнике  материал  о  том ,  чем  они  занимались?  ( стр.   )

Найдите  в  списке  названия  приказов,  которые  ведали   сбором  налогов,  отдельными  территориями,   ведали  войсками.  Рассказывается  о  Рейтарском  приказе  и  об  Иноземском.

       Приказы  полностью  подчинялись  царю. А  вскоре,  был создан  ещё  один  приказ – Приказ  Тайных  дел.  В  чём  состояла  особенность  этого  приказа?  О  чем  свидетельствует  его  создание?  Какой  значок  поставим  в  прямоугольнике  « Приказы».  («∆»)

 

Возвращаемся  к  нашей  проблеме. К  какому  выводу  мы  пришли?

Вывод:  Россию  17  века  нельзя  считать  парламентской  монархией.  А  какая  же  монархия  начинает  складываться  в  России,  если  все  ключевые  вопросы  решает  царь? ( абсолютная  или  самодержавная).  Но  это не  был полный  абсолютизм,  так  как  на  местах  ещё  существовали  выборные  должности.  Давайте  обратимся  к  учебнику  и  подчеркнем в  последнем  пункте  их  названия  (приказчики,  старосты,  десятские,  сотские,  целовальники).  Существование  этих  должностей  было формой  общественного участия  в  управлении  страной.

Заключителъный  этап урока:  выставление  оценок,  домашнее  задание.

    

На дом :§ 25.    



Талалаева Н.П., учитель истории

и обществознания

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

 

 
 

© 2024. .