Цели: Сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья;
Определить главные итоги борьбы горожан с сеньорами;
Познакомить учащихся с особенностями быта и нравами средневекового города;
Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самоконтроля.
Новые понятия: коммуна, самоуправление, городской совет, мэр, патрициат, бюргеры, ратуша.
Оборудование: УЭП. Всеобщая история. 6 класс.
Иллюстрации по теме: «Средневековый город» из Альбома по истории Средних веков.
Ход урока.
1) Проверка домашнего задания.
Учитель сообщает, что проверка домашнего задания пройдет в форме игры. Дпя игры используется материал параграфа « Рыцарство: на войне и у себя дома» (пункты 1-3)
Игра «Одень дерево Познания».
У каждого ученика на столе по 5 листьев, изготовленных из бумаги. На доске нарисовано дерево. Ученик выходит к доске и со словами: « Я знаю о жизни рыцарей…..» перечисляет факты, которые он знает и после каждого ответа прикрепляет к дереву лист. Тот. кто назвал 5 фактов получает оценку «5», за 4 факта-«4», тот, кто назвал 3 факта, дополнительно опрашивается в течении урока.
По пункту 4-5 проводиться игра « По одному слову….»
Нужно составить рассказ о замке феодала. Для этого к доске вызываются 2 ученика, они должны по одному предложению рассказать материал по данному вопросу. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить. После этого можно обратиться к классу с предложением добавить ответы одноклассников.
2) Изучение нового материала.
Слово учителя:
Мы с вами рассмотрели жизнь воюющего сословия и частично работающего, на примере средневековой деревни, однако к этому сословию относились не только жители деревень, он и жители городов. Сегодня на уроке мы в вами познакомимся с жизнью средневекового города. Узнаем как и где возникли города, с кем им пришлось бороться и чем закончилась эта борьба, как выглядели города и как жили горожане.
План изучения новой темы
1) Козы на Капитолии.
2) Как и почему города выросли вновь.
3) Города против сеньоров.
4) Городское общество.
5)На улицах города.
1)Давайте сначала посмотрим, что представляли собой города к 10 - 11 векам. Ученики читают 1пункт параграфа 14, при этом используется методический приём - инсерт. Галочкой отмечается то, что ученикам уже известно, знаком «!» то, что является интересным и неожиданным, знаком «?», то что является неясным.
После чтения проводиться обсуждение.
2) С 10 - 11 веков в Западной Европе снова начали расти города.
-Что же сделало возможным рост и расцвет средневековых городов?
Проводиться беседа с учениками в ходе которой выясняются следующие причины:
а) прекращение набегов венгров, норманнов и арабов;
б) рост урожаев в сельском хозяйстве;
в) быстрый рост населения, часть которого при нехватке земель стала заниматься исключительно ремеслом;
г) заинтересованность феодалов в дальнейшем развитии ремесла;
Делается вывод, что в результате всех перечисленных причин ремесло отделилось от сельского хозяйства и обе отрасли стали развиваться быстрее, чем прежде.
-Где же возникали города?
Читается текст на слайде о местах возникновения городов и делается вывод, что города возникали там, где было безопасно можно было найти покупателей.
Задание. Найти на карте стр. 140- 141 учебника названия городов в которых встречаются окончания, говорящие о месте возникновения города.
3) Подумайте, как будут складываться отношения между сеньорами - владельцами земли и горожанами?
Вводиться понятие «коммуна». Демонстрируется слайд «Флаг города Генуи».
Вводятся понятия «городское самоуправление», «мэр». Демонстрируются слайды: «Вступление в должность мэра Бристоля», «Портрет Хью Клоптона мэра Лондона».
4) - А теперь давайте посмотрим кто же жил в городе?
Демонстрируются слайды: «Костюм флорентийских патрициев. 15в», «Работа бедняков в средневековом городе», «Дом средневекового бюргера».
-А мог ли крестьянин поселиться в городе?
Итак, какие группы населения жили в городе?
5)Переходим к изучению вопроса о том как жили горожане.
Демонстрируются слайды: «Крепость Кирхенбург в Трансильвании». «Средневековая улица в Гастильоне», «Средневековая испанская улочка», Здание Ратуши», « Главная площадь во Франкфурте. Современный вид», «Жертва чумы», «Тушение пожара в средневековом городе». По ходу демонстрации слайдов учитель использует материл параграфа.
Закрепление.
Закрепление проводится по карточкам для самоконтроля. (см. приложение).
Подведение итогов урока выставление оценок.
Домашнее задание: § 14.
Талалаева Н.П., учитель истории
и обществознания
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"