Цели урока:
1. Закрепить знания учащихся о развитии просвещения, книгопечатания, архитектуры и живописи.
2. Охарактеризовать основные жанры и идеи русской литературы 15 века и показать изменения в литературе 16 века.
3. Способствовать формированию понимания учащимися целостности русской культуры.
4. Дать общее представление о русском быте 15 -16 веков.
Основные понятия и термины:
Шатровый стиль, иконостас, юродивый, публицистика, эпос, регалии, административный, энциклопедия, харчевня, кафтан, полати.
Необходимое оборудование:
Доска, иллюстрации, карточки, мяч, компьютер.
Методические приёмы:
Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение, показ слайдов.
План урока:
1.Текущий контроль знаний и умений.
2.Работа учащихся с карточками.
3.Физ. минутка- игра малой подвижности «Даты, события, понятия».
4.Изучение нового материала.
5. Закрепление полученных знаний.
Ход урока.
Постановка цели и проблемы урока перед учащимися.
Мы отправляемся в путешествие в 15-16 века и разговор пойдёт о культуре русского народа. Нам необходимо выяснить: каковы особенности русской культуры 15-16 веков и её отличия от византийской культуры.
Проверка домашнего задания.
В понятие «культура» вложено очень много значений.
1.Что имеем в виду мы, когда говорим о культуре, каких её аспектах? (литература, устное народное творчество, просвещение, архитектура, живопись, быт)
2.Какое событие повлияло на культурное возрождение Руси? (Куликовская битва.)
3. Куда переносится центр политической и культурной жизни? (В Москву)
4.Что являлось в то время «визитной карточкой» государства? (Кремль)
5.Пригодна ли была старая крепость для приёма иностранных послов?
6.Какого зодчего пригласили для строительства Успенского собора Московского Кремля? (Аристотеля Фиораванти)
7.Какие ещё здания были построены итальянскими архитекторами? (Грановитая палата, Архангельский собор)
8.Какие мастера построили Покровский собор? По имени кого его назвали? (юродивого-Василия Блаженного)
9. Какое он производит впечатление?
10.Объясните, что означает понятие «шатровый стиль»?
(Показ слайдов с изображением храмов).
Работа с карточками: выполнение заданий 1, 2.
Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъёмом русского изобразительного искусства. Этот подъём связан с именем великого русского живописца Андрея Рублёва и известного мастера из Византии Феофана Грека.
-Какому виду искусства они посвятили свою жизнь? (иконописи)
-Объясните содержание термина «иконостас».
Задание: на доске необходимо подписать название произведений, которые принадлежат кисти этих знаменитых авторов.
Для возросших потребностей России нужны были грамотные люди. На Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения, поэтому одним из наиболее крупных достижений явилось книгопечатание.
- Назовите первопроходцев в этой области. (Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец)
-Какую роль сыграло книгопечатание в жизни людей?
-Как назывались их первые напечатанные произведения? («Апостол», «Часословец».)
-Какие жанры русской литературы и устного народного творчества зародились 15-16 веках? (былины, героические песни, хождения, воинские повести)
Работа с карточками: выполнение заданий 3,4.
Физкульт. минутка.( с использованием ранее изученного материала)
Игра с мячом: «Даты. События. Понятия».
- Кто был на Руси первым русским царём?
- Дата его коронации.
- Дайте определение «Избранной Раде».
- Когда состоялся Стоглавый собор?
- Когда взята Казань?
- В каком году присоединилось Астраханское ханство?
- Сколько лет длилась Ливонская война?
- Что такое опричнина?
- Юрьев день - что это?
- Кто пришёл к власти после Ивана Грозного?
- Кто возглавил 2-ое ополчение?
- Когда отмечается праздник – День народного единства?
- С какого царя взяла начало династия Романовых?
Изучение нового материала.
Краткая характеристика быта и нравов русского народа в изложении преподавателя:
По мере расширения Русского государства возводились новые города.
Они служили, прежде всего, опорными военными пунктами. Каменные и кирпичные укрепления были большой редкостью. За внутренними стенами города располагались административные здания – приказная изба, церковь, двор воеводы, пушечный амбар, государева житница, тюрьма.
- Большинство домов горожан и крестьян - избы-пятистенки.
- Жилая комната – клеть, меньшая комната – сени.
- Печь в углу и рядом - «кухонный угол» с полками для посуды.
- «Красный угол» - в нём иконы.
- В центре – стол с лавками, вдоль стен – сундуки.
- Сундук – самый главный предмет: он и лавка, и хранилище для вещей, и постель.
- Дети и старики спали на печке, а взрослые на полатях (деревянные настилы, сооружаемые под потолком).
- Носили рубаху – поддёвку до колен и кафтан.
- Парадные кафтаны бояр и князей были долгополыми с длинными рукавами, ярких цветов, расшитые золотом и серебром.
- Знать носила сапоги из сафьяна, кожи.
- Замужние женщины прятали волосы под шёлковую шапочку. Считалось большим грехом показывать волосы. Отсюда выражение «опростоволоситься».
- Простые люди носили лапти с портянками, зимой – валенки.
- Шубы шили из овчины, лисы, соболя, бобра.
- Шапки носили и зимой, и летом.
- Поддерживали чистоту в доме.
- Каждую неделю ходили в баню.
Задание:
Рассмотрите схему и перечислите продукты, которые употребляли русские люди, а также их развлечения.
Закрепление нового материала.
Вопросы учащимся:
- Какое главное предназначение городов?
- Чем определялась необходимость постоянно поддерживать постоянную чистоту в избе?
- Откуда пошло выражение «опростоволоситься»?
- Чем отличалась одежда знати?
- «Накройте» стол крестьянина в будни и праздники. Какие традиционные блюда сохранились в современной кухне?
Вывод:
Русская культура 16 века претерпевала изменения, которые были направлены на возрождение единой русской культуры, возвеличивание русского государства в глазах мирового сообщества, а также на приобретение самобытных национальных черт и решительного освобождения от византийского влияния.
Домашнее задание:
Параграф 19, работа над вопросами, по желанию: иллюстрации «Русская изба – внутренний вид», «Одежда15-16 веков».
Киселева Л.А., учитель истории
и обществознания
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"