Цели урока:
1.Закрепить у учащихся знания понятий, характеризующих средневековое общество.
2.Показать положение, условия жизни и быта разных слоёв населения: крестьянства, феодалов.
3.Воспитывать чувство уважения и сопереживания к низшим слоям общества.
4.Развивать умение выслушивать мнение товарищей.
Основные понятия и термины:
Сословия, сеньор, вассал, феодальная лестница, феодальная вотчина, феод, феодал, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство, сеньория, община, лично зависимые крестьяне, трёхполье.
Оборудование:
Доска, иллюстрации, карточки, мяч, поезд.
Методические приёмы:
Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.
План урока:
1. Текущий контроль знаний и умений.
2. Физ. минутка - игра малой подвижности «Даты, события, понятия».
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление полученных знаний.
Ход урока.
1. Постановка цели и проблемы урока перед учащимися.
А) Отправляемся в путешествие в прошлое на поезде времени с остановками на следующих станциях: « Вопроскино», «Терминово», «Путанково», «Рассказкино», «Объяснялкино», «Думкино».
Б) Необходимо выяснить: каково было место крестьянства среди других сословий?
(Перед детьми изображение поезда; на вагонах написаны станции, по которым предстоит путешествие.)
Станция «Вопроскино».
1. За счёт чего в Западной Европе в раннее Средневековье формировалась крупная земельная собственность?
Несения военной службы.
2. На какие сословия делилось общество в Средние века?
Молящихся, воюющих, работающих.
3. Какие задачи стояли перед каждым сословием?
Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были защищать общество от врагов. Крестьяне кормили всех остальных.
4. С чем в те времена сравнивали слои общества?
С телом человека. Молящихся уподобляли груди, воюющих – рукам, трудящихся – ногам.
5. Почему ведущая роль принадлежала «воюющим»?
В то время постоянно велись войны, и воюющие владели большей частью земли.
Станция «Терминово».
-Объясните следующие понятия:
феод – наследственное земельное держание, предоставленное на условии несения военной службы;
феодал – представитель воюющего сословия, которому принадлежал феод;
сеньор – крупный земельный собственник, имеющий зависимых от него крестьян и вассалов; вассал – лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение службы.
-Составьте схему «феодальной лестницы»:
Король
Герцоги и графы
Бароны
Рыцари
Крестьяне (не входили в феодальную лестницу)
Станция «Путанково».
Игра – расставить буквы в нужном порядке: Берг, тукуностьраз, рнирту, царьры, кдекос
(герб, куртуазность, турнир, рыцарь, кодекс).
Станция «Рассказкино».
Работа по карточкам для двух учащихся:
-Рассказать о воспитании рыцарей.
С 7 лет мальчиков отдавали на воспитание к знатным феодалам. Их учили ездить верхом, владеть оружием, плавать, танцевать, петь, охотиться, изысканным манерам.
-Описать замок рыцаря.
Замки были неприступны: строились на холмах, были окружены рвом, наполненным водой. В замке и вокруг находились следующие строения: подъёмный мост, конюшня, амбар, хлев, колодец, часовня, жилище хозяина, помещение для хранения оружия, донжон.
Станция «Объяснялкино».
-Объяснить понятие рыцарская культура, кодекс рыцарской чести.
Рыцарская культура – особая система ценностей, представления о том, что хорошо и что плохо, что важно и неважно. Замки, гербы, турниры, пиры, поэтические состязания.
Кодекс рыцарской чести. Рыцарь должен быть храбрым, верным сеньору, щедрым, защищать слабых, отстаивать христианскую веру, уметь общаться с дамами. Честь превыше всего.
-Что означает поговорка «Вассал моего вассала - не мой вассал».
Станция «Думкино».
Кого называют рыцарем в наши дни? Совпадает ли смысл этого слова со средневековым?
Мужчину, который умеет ухаживать за дамами. Не совсем, т.к. изменились нравы, люди и их поступки.
Физминутка. Игра с мячом. "Даты. Понятия. События."
Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч детям по очереди и задаёт вопросы, а учащиеся при броске учителю должны сказать ответ.
1. Какие века вошли в понятие Средние века? С5 по 15 век.
2. Перечислите исторические источники: вещественные, письменные, устные, изобразительные.
3. На какие периоды делится история средних веков?
Раннее, зрелое и позднее средневековье.
4. Когда пала Западная Римская империя? В 476 году.
5. Дайте определение Великому переселению народов. Это передвижение варварских племён, в результате которых пала Западная Римская империя.
6. Что такое королевский двор? Центр управления страной.
7. В каком году образовалась империя франков? В 800 году.
8. Сколько лет продлилось её существование? 43 года.
9. Назовите религии, которые мы изучили? Христианство, ислам.
10.Чем прославились арабы? Внесли огромный вклад в математику, астрономию, медицину, поэзию.
Выставление оценок за домашнее задание. За удачное путешествие по станциям «отлично» и «хорошо», остальным необходимо подтянуться, повторить ранее изученные термины и понятия.
3. Изучение нового материала.
- Рассказ учителя о складывании особого порядка феодальных отношений, именуемых сеньорией. Земля, принадлежащая феодалу, крестьяне, обрабатывающие землю, те платежи и работы, которые они выполняли в пользу сеньоров – всё это именуется сеньорией. Земля сеньории делилась на две части: одна – феодала, другая делилась на наделы для крестьян. За пользование землёй крестьяне несли повинности.
Разбор новых понятий и запись их в тетрадь: барщина – работа на господском поле; оброк – плата продуктами или деньгами; лично зависимые крестьяне – несли повинности не только за землю, но и за себя лично; феодальная вотчина – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
- Самостоятельная работа детей с учебником: чтение пункта 2.,нахождение ответа на вопрос: что такое трёхполье и каковы его преимущества? Трёхполье – это порядок обработки земли, при котором одна треть засевается озимыми, другая – яровыми, третья – остаётся под паром.
- Объяснение понятий: « натуральное хозяйство», «община», её роль в жизни крестьян.
Задание п.5: почему именно в крестьянской культуре были наиболее сильны языческие традиции?
Основная масса населения была безграмотной, все обычаи и традиции передавались устным способом ( из уст в уста).
4.Закрепление нового материала.
Вопросы к детям:
-Какие повинности выполняли крестьяне по отношению к сеньору? барщину, оброк.
-Чем отличаются быт и занятия крестьян и феодалов? Феодалы проводили время в войнах, рыцарских турнирах, охоте, путешествиях, пирах и других развлечениях. А крестьяне почти все дни в году вынуждены были работать на феодалов, чтобы прокормить свою семью.
-Что такое натуральное хозяйство?
Хозяйство, в котором всё необходимая продукция производилась на месте для себя, а не для продажи.
-Какие стороны жизни крестьян регулировала община?
Община регулировала все стороны жизни деревни: правила пользования деревенскими угодьями, чем засевать поле, разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь нуждающимся, защищала от нападения чужаков.
-Каково было место крестьянства среди других сословий?
Вывод:
крестьяне были самым низшим сословием среди других, а также униженным и оскорблённым, т.к. находилось в феодальной зависимости. Переход в другое сословие был невозможен.
Домашнее задание:
п. 11, работа над вопросами на странице 114. Нарисовать иллюстрации: «Один день крестьянина», «Замок рыцаря».
Киселева Л.А., учитель истории
и обществознания
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"