Цель:
1. Показать, что Пушкин – явление необычайное в литературе.
2. Развивать творческую активность.
3. Эмоционально настроить учащихся на изучение творчества поэта.
Оборудование:
1. Портрет А. С. Пушкина (авторы О. А. Кипринский; В. А. Тропинин)
2. Иллюстрации:
а) «Памятник Пушкину в Москве» Автор А. М. Опекушин.
б) «Памятник Пушкину в Ленинграде» Скульптор М. К. Аникушин.
в) «Памятник Пушкину лицеисту в г. Пушкино» Автор Р. Р. Бах.
3. Электронная презентация, компьютер, экран, медиапроектор.
Эпиграф:
Наша память хранит с малолетства веселое
имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет
собою многие дни нашей жизни.
А. Блок
Ход урока.
Учитель. Пушкин! Веселое, легкое имя… Да, в сознании потомства это имя всегда звучало как символ жизнелюбия, символ неугасимых светлых надежд.
Сегодня, ребята, мы будем говорить о личности Пушкина, о его творчестве, будем читать его стихи, словом, нам предоставляется возможность погрузиться в изумительный пушкинский мир (слайд №1).
Учитель. Есть подвиги ратные, есть подвиги великих открытий. Они связаны с минутами наивысшего духовного нравственного подъема.
Но есть подвиги, внешне как бы скрытые. Сначала в них трудно распознать и почувствовать нечто особое, героическое. И только когда человек уходит из жизни, мы начинаем сознавать, что вся жизнь его была подвигом.
Такой подвиг в русской литературе, а точнее в русской действительности, в русской общественной жизни Х1Х в. Совершил А. С. Пушкин. Вся жизнь поэта – великий нравственный гражданский подвиг.
Жизнь поэта была короткая, но яркая (слайд №2).
Учитель. С именем Пушкина вы знакомы с самого раннего детства. Даже когда вы были еще совсем маленькими, вам мамы и бабушки читали сказки Пушкина.
- Назовите известные вам сказки и поэмы Пушкина. Какие из них вам особенно нравятся? Чем они вам интересны?
У поэта тоже было детство. Ведь не всегда он был взрослым.
Посмотрим в какой семье он родился, чем она известна, знаменита? (слайд №3).
Сообщение учащегося «Детство поэта».
Учитель. А теперь давайте посмотрим, какой была внешность Пушкина (слайд №4).
Учитель. А вот каким увидели современники его личность (слайд №5).
Учитель. Поэта помогают представить портреты.
Сообщение учащегося «Пушкин на портрете Тропинина (материал смотри в учебнике на стр. 88-89).
Учитель. Что же сделал поэт, чтобы заслужить всемирную славу, горячую любовь читателей. За что ему поставлены памятники?
Слушаем ответы учащихся.
Учитель. Обобщить ваши высказывания поможет отрывок из статьи С. Бонди «А. С. Пушкин» (стр. 89 учебника).
Учащийся читает выразительно отрывок (смотри учебник).
Учитель. В жизни поэта было много разных событий, много было поэтом пережито, перечувствовано. Самые проникновенные страницы его жизни – это встреча с будущей женой поэта Н. Н. Гончаровой (слайд №6)
Учитель. В творчестве поэта можно выделить несколько этапов:
1. Петербург(1817-1820 г.г.)
2. Южная ссылка.
3. Михайловское и др.
Но самый плодотворный из всех, это Болдинский период. Здесь были созданы самые значительные произведения поэта. Среди них «Полтава», «Повести Белкина», «Капитанская дочка» и др. (слайд №7).
Учитель. Известно много памятников, воздвигнутых в дань уважения поэту. Об открытии одного из них послушаем выступление вашего одноклассника.
Сообщение учащегося «Из воспоминаний писателя Н. Д. Телешова «Памятник Пушкину».
Учитель. – А вы, ребята, какие знаете портреты Пушкина, памятники поэту? Расскажите об этом.
Сообщения учащихся.
Учитель. Пушкин понимал свое бессмертие. Об этом он сказал в стихотворении «Памятник» (слайд №8).
Учитель читает наизусть стихотворение «Памятник».
-Скажите, сбылось ли пророчество поэта?
Учитель. А какие стихи поэта вы помните, какие из них знаете наизусть? Прочитайте одно из стихотворений поэта и объясните, чем оно привлекает вас и что вы больше всего в нем цените?
Слушаем стихи учащихся, их рассуждения. (Прозвучали «Зимнее утро», «Цветок», «Няне», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», отрывок из сказки о царе Салтане и др.)
Учитель. В стихотворении «Памятник» А. С. Пушкин дал себе самооценку высокую и гордую. А как же смотрели на творчество Пушкина его современники?
Слушаем ответы учащихся.
1. Одоевский назвал Пушкина «солнцем нашей жизни».
2. Дельвиг сказал в стихотворении «К Пушкину»:
Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением.
3. Белинский позднее сравнит Пушкина с «Волгой, поящей миллионы людей».
Учитель. Урок наш подошел к концу.
- Что нового узнали вы о личности поэта, о его творческой судьбе?
- Возникло ли у вас желание продолжить разговор о поэте?
- Что бы вам еще хотелось узнать?
Домашнее задание:
1. стр.91. Статья «Пушкин на юге».
2. «Песнь о вещем Олеге» - выразительное чтение.
Богославская Т.Н., учитель русского
языка и литературы
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"