Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены, выполнять разбор предложения и правильно ставить знаки препинания, умение выполнять синтаксический анализ предложения.
Оборудование: карточки с заданиями, схемы предложений.
Карточка № 1.
1. В, друзья, беде, познаются.
2. Помощница, в, дружба, делах.
3. Нет, терпенья, уменья, без.
Карточка № 2.
1. Я иду в школу.
2. Я иду в школу?
3. Я иду в школу!
4. Иди в школу.
Карточка № 3.
Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
Листья лежали на земле и шуршали под ногами.
Над водой над лесом над водной гладью плывет легкий пар.
И деревья и поле и река сияют таинственным блеском в свете луны.
Схема.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Открываем тетради и начинаем работать.
3. Тема урока: «Синтаксический анализ предложения»
- Вспомните и скажите, что мы называем предложением? (…)
- Работа с листом, карточка № 1.
Из группы слов нужно составить предложение. (Составляем и записываем)
- Прочитайте предложения, которые записали.
- Что они вам напоминают? (Поговорки)
- О чем они? (О дружбе)
Вот и сегодня на уроке давайте будем стараться работать дружно и тогда нам никакие трудности не будут помехой.
- Ребята, что мы называем синтаксическим анализом предложения? (Характеристика предложения по цели высказывания, по интонации и структуре).
- Расскажите, как провести синтаксический анализ предложения?
Работа с листом, карточка № 2.
Даны предложения. Прочитайте их и определите, какие они по цели высказывания и по интонации.
Физ. пауза. Гимнастика для глаз.
Продолжаем.
Работаем с учебником стр. 59 упр. 1 (Читаем задание)
- Найти грамматическую основу, это значит… (найти главные члены предложения, т.е. найти подлежащее и сказуемое)
(Дети находят грамматическую основу каждого предложения, выписывают, подчеркивают подлежащее и сказуемое, устно говорят, чем выражено, т.е. называют часть речи)
- Синтаксический анализ 1,2,4 предложений.
Физ. пауза.
- Если нравится тебе, то делай так
(два щелчка пальцами над головой)
-Если нравится тебе, то делай так
(два хлопка в ладоши)
- Если нравится тебе, то делай так
(два хлопка под коленками)
- Если нравится тебе, то делай так
(два притопа ногами)
- Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
- Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
- Если нравится тебе, то делай все!
(движения повторяются по порядку)
Продолжаем работу..
- Поставьте знаки препинания.
- Выполнить разбор предложений, которые соответствуют схемам.
- Синтаксический анализ одного из предложений.
4. Итог урока.
Чему учились на уроке?
Д/з: учебник стр. 60 упр. 3.
- Урок скоро закончится, очень хочется узнать, как вы сами оцените свою работу.
- Работал в полную силу (красная)
- Работал хорошо (синяя)
- Мог работать лучше (зеленая)
- Спасибо всем. Вы молодцы!
Жалнина О.В., учитель начальных классов
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"