Цели урока:
- Изучить строение и свойства многоатомных спиртов, опираясь на положения теории химического строения А.М.Бутлерова.
- Проверить знания учащихся по теме «Предельные одноатомные спирты» с помощью ИКТ.
Задачи урока:
- Расширить круг знаний об атомности спиртов и их многообразии.
- С помощью химического эксперимента показать зависимость свойств веществ от их строения.
- Формировать информационные и коммуникативные компетентности у учащихся в процессе овладения ими новыми знаниями и в процессе проверки и контроля полученных знаний.
Оборудование и реактивы:
Глицерин, дистиллированная вода, натрий, растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, демонстрационный столик, лучина, стеклянная палочка, химический стакан, пробирки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка.
Учебник «Органическая химия 10 – 11» Л.А.Цветков, портативный компьютер по одному на стол для каждого ученика.
Тип урока. Урок изучения нового материала об органических веществах и проверки знаний учащихся по предыдущей теме (тестирование).
Ход урока.
I. Организация учащихся для проведения урока и постановка целей урока.
- Здравствуйте ребята, садитесь, приготовьтесь к уроку.(Учебник, рабочая тетрадь, чистый лист для тестирования.)
- Сегодня очень насыщенный урок, нужно много успеть сделать, поэтому слушаем меня внимательно и стараемся всё выполнить, что намечено.
- Что же намечено? Большую часть урока посвятим изучению новой темы, расширяющей знания о спиртах, затем проверка письменного домашнего задания и завершится урок проверкой ваших знаний по всей теме «Предельные одноатомные спирты» с помощью компьютерной тестирующей программы.
II. Изучение новой темы.
- Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока. (Пишу на доске: 7.12. 07г. Тема: Многоатомные спирты.)
- Вспомним и скажем некоторые определения, касающиеся спиртов.
- Какие органические вещества называются спиртами? (Органические вещества, в состав которых входит одна или несколько гидроксильных групп – OH, связанных с углеводородным радикалом.)
- Что такое функциональная группа? (Группа атомов, за счёт которой проявляются химические свойства.)
- От чего зависит атомность спиртов? (От числа групп – ОН.)
- Назовите химические формулы метанола и этанола. (CH3OH, C2H5OH)
- Почему они одноатомные? (Имеют в составе одну группу – ОН.)
- Запишите в тетрадях (вместе со мной) графическую формулу простейшего много атомного спирта этиленгликоля.
- Опишите устно его химическое строение.( Углеродная цепочка состоит из двух атомов углерода, связь между атомами углерода простая, гидроксильные группы находятся у разных атомов углерода (Соединения, содержащие две группы – ОН у одного атома углерода неустойчивы и быстро разлагаются. Например, угольная кислота.) )
- Почему этиленгликоль относится к двухатомным спиртам? ( Потому что в состав его молекулы входят две гидроксильные группы.)
- Назовём этот спирт по систематической номенклатуре. (Этандиол – 1,2. Производное этана по числу атомов С, частица –ди указывает на две одинаковые группы атомов в составе, суффикс –ол указывает на наличие групп –ОН.)
- Составьте самостоятельно графическую формулу трёх атомного спирта глицерина, если известно, что углеродная цепочка состоит из трёх атомов углерода, что все связи между атомами углерода простые, а функциональные группы находятся у разных атомов углерода. (СН2ОН – СНОН – СН2ОН)
- Назовите глицерин по систематической номенклатуре. (Пропантриол – 1,2,3.)
- Этиленгликоль и глицерин наиболее известные и важные представители многоатомных спиртов. Сформулируйте определение многоатомных спиртов, зная уже этот факт. ( Это спирты, содержащие несколько функциональных групп – ОН.)
- Откройте учебник стр. 126, прочитайте вслух информацию о физических свойствах этиленгликоля и глицерина.(Демонстрация растворимости глицерина.)
- Что можно предположить о химических свойствах многоатомных спиртов? (Можно предположить сходство в свойствах с предельными одноатомными спиртами, так как вещества содержат одинаковую функциональную группу.)
- Пишем в тетрадях (Я на доске.) «Химические свойства.»
- Действительно, есть ряд одинаковых химических свойств у одно- и многоатомных спиртов, которые объясняются наличием одной и той же функциональной группой. Назовём эти химические свойства, напишем уравнения реакций, назовём вещества.
( 1. Взаимодействие с металлами.(Демонстрация взаимодействия глицерина с натрием, доказательство наличия водорода в продуктах реакции с помощью лучины, обугливание глицерина)
2. Взаимодействие с галогеноводородными кислотами.(За счёт всей группы – ОН, в отличие от первого свойства)
- Накопление функциональных групп приводит к их взаимному влиянию, к увеличению подвижности водорода в группе – ОН, к усилению кислотных свойств в сравнении с одноатомными, а значит к появлению новых свойств, отсутствоваших у одноатомных. ( Взаимодействие с основаниями.)
- Примером таких свойств является взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).(Демонстрация этого свойства на примере глицерина. В результате реакции образуется ярко – синий раствор глицерата меди ( II) )
-Запишем это отличительное химическое свойство многоатомных спиртов и запомним, что это качественная реакция на них.
( 3. Взаимодействие с гидроксидом меди ( II ). Качественная реакция.)
III. Закрепление нового материала.
- Чем многоатомные спирты отличаются от одноатомных по составу? (Большим числом гидроксильных групп.)
- Назовите самых известных представителей этой группы веществ и скажите их химические формулы. ( Этиленгликоль, С2Н4(ОН)2; Глицерин, С3Н5(ОН)3
- С помощью какой качественной реакции можно распознать многоатомные спирты? ( Взаимодействием с гидроксидом меди (II) )
IV. Домашнее задание.
- Запишите задание к следующему уроку. ( На доске: §27 стр.126 – 127, письменно стр.128. № 28, 31.)
V. Проверка письменного домашнего задания.
- Открыть учебники на странице 125, прочитать условие упражнения №20, а ответ в рабочей тетради.( Приведите два способа получения этанола, исходя из этена)
- С первым способом знакомит один ученик.( 1) Гидратация этилена.
СН2 = СН2 + Н2О → С2Н5ОН ( при Т =280-3000, Р = 7-8МПа, кат.Н3РО4))
- Со вторым способом следующий.(2) С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Cl → C2H5OH)
- В каждом случае называть все вещества, участвующие и образующиеся в ходе предложенных реакций, указывать типы реакций.
- Каким способом получают этанол в промышленности? ( Первым.)
VI. Компьютерное тестирование учащихся по теме «Предельные одноатомные спирты».
- Уберите учебники и рабочие тетради, включите компьютеры.
- Откройте тестирующую программу.
- Выберите свой вариант (I - для учащихся первого и третьего рядов, II – для учащихся второго ряда)
- Внимательно читайте вопросы и не менее внимательно выбирайте ответы, не торопитесь, желаю успехов.
- Тем, кто справился со всеми вопросами следует позвать меня для выставления оценки.
- Закройте тестирующую программу, выключите компьютеры.
VII. Итог урока.
- Изучили строение и свойства многоатомных спиртов.
- Получили все оценку знаний по теме «Предельные одноатомные спирты»
Цыганова Т.Н., учитель химии
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"