Все персональные данные размещены с согласия субъекта (ов) на обработку персональных данных

Прокуратура разъясняет

  1. На вопрос отвечает прокурор Красноармейского района Самарской области Николай Лукьянов.

  2. На вопрос отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Дмитрий Макаров.
  3. Отвечает прокурор Шенталинского района Владимир Афанасьев
  4. Дубков О.В..jpg

    В прокуратуру Кошкинского района обратился житель села Кошки, пенсионер Александр Иванович с вопросом о том, обязательно ли заключать договор на обслуживание газового оборудования в жилых помещениях?

    Об этом разъясняет прокурор Кошкинского района Олег Дубков.

    Действующими правилами поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан предусмотрено, что абонент обязан своевременно заключить договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

    Это требование закреплено в п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549)

    Какие последствия могут наступить для квартиросъемщика, если он не заключит такой договор?

    Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа. При этом, он обязан предварительно письменно уведомить от этом абонента.

    Таким образом, заключение договора со специализированными организациями о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении обязательно в силу закона, наличие такого договора является неотъемлемым условием для предоставления потребителю коммунальной услуги по газоснабжению.

  5. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).

    В соответствии с пунктом 7 Правил внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

    На основании части 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

    Таким образом, если перед проведением проверки устанавливается факт изменения организационно-правовой формы юридического лица это не является основанием для исключения проверки из ежегодного плана, до регистрации в ЕГРЮЛ записи о его реорганизации.

    Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Д.А. Левичев

  6. Как быть, если на улице обнаружен брошенный родителями ребенок? Куда следует обратиться, если родители злоупотребляют алкоголем, ведут бродяжнический образ жизни и не занимаются воспитанием своего ребенка?<br>

    Наталья Сысоева, Октябрьский район, г. Самара<br>

    Обнаружив брошенного (безнадзорного, беспризорного) ребенка, в том числе, если известно, что родители ребенка ведут антисоциальный, бродяжнический образ жизни и злоупотребляют алкоголем необходимо незамедлительно информировать органы внутренних дел, либо орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.<br>

    В случае выявления ребенка при указанных обстоятельствах, граждане должны обратиться за соответствующей помощью к любому сотруднику внутренних дел, который в силу ст. 10 Закона «О милиции» обязан оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.<br>

    В соответствии со ст. 11 Закона «О милиции» сотрудник милиции доставит несовершеннолетнего в органы внутренних дел.<br>

    В милиции оперативный дежурный установит сведения о родителях или законных представителях несовершеннолетнего, после чего ребенком будут заниматься сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних.<br>

    Информация об обнаруженном ребенке органами внутренних дел будет передана в органы опеки и попечительства, которые обязаны установить родителей несовершеннолетнего и принять меры для его дальнейшего устройства.<br>

    При невозможности возращения родителям, ребенок нуждающейся в социальной реабилитации помещается в специализированное учреждение для несовершеннолетних (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центр помощи для временного содержания).<br>

    За неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, родители или законные представители несовершеннолетних могут быть подвергнуты мерам административного воздействия, предусмотренным ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.<br>

    В случае установления факта злостного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наступает уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.<br>

    Родители, уклоняющиеся от обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, жестоко обращающиеся с детьми в судебном порядке будут лишены родительских прав, либо в них ограничены (ст. 69, 73 Семейного Кодекса Российской Федерации).<br>
  7. Правовое просвещение

    и роль прокуратуры в правовом воспитании населения<br>

    1). Юрий Дмитриевич, почему прокуратура Самарской области включается в правовое просвещение?<br>

    Законы предоставляют права. Их нужно самореализовывать и самозащищать — это парадигма дня. А мы живем стереотипами, что кто-то исполнит, кто-то соблюдет. Нужна активность населения и правовая ориентация в реализации и защите прав!<br>

    Преодоление правового нигилизма, повышение правовой культуры населения, по сути является президентской программой, во исполнение которой приказом Генерального прокурора Российской Федерации поставлена задача по организации взаимодействия с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.<br>

    Обратите внимание, что в правовом просвещении, информировании населения, всё активнее своими интервью, программами, сайтами, непосредственно участвуют сами правоохранительные органы. И это не случайно. У правоохранительных органов есть функция предупреждения нарушения прав, правонарушений и, лучший способ упредить нарушения - информированность о законе и практике его применения, достоверно без искажений из уст тех, кто закон применяет, кто создает правоприменительную практику.<br>

    Сделать это — значит, в определенной мере предупредить нарушения, посредством правомерной самозащиты гражданами своих прав. В этом и заключается профессиональный интерес правоохранительных органов и прокуроров в частности.<br>

    Поэтому работу по правовому просвещению мы совершенствуем, стремимся сделать более разнообразной, современной и информативной. Используем возможности общения с населением.<br>

    2). Что делает и уже сделала прокуратура области в пропаганде права, правовом просвещении населения?<br>

    Прокуратурой области осуществляется правовая пропаганда и разъяснение законодательства гражданам в трудовых коллективах и во встречах с населением, в том числе с несовершеннолетними и молодежью.<br>

    В городских, районных Собраниях, Губернской Думе прокуроры выступают с заключением о соответствии федеральному законодательству принимаемых нормативно-правовых актов. Работники прокуратуры активно проводят разъяснение законодательства в учебных заведениях, где участвуют в семинарах, лекциях, беседах, консультациях и конференциях.<br>

    По инициативе прокуратуры с участием Торгово-промышленной Палаты проведен круглый стол с общественными правозащитными организациями, по вопросам, касающимся малого и среднего бизнеса. Прокуратура разъяснила изменившееся законодательство и практику его применения, цель которых — обеспечить пресечение внеплановых проверок бизнеса теми, как сказал Президент России Медведев  Д., кто «кашмарят бизнес».<br>

    Внеплановые проверки, как и плановые могут проводить те органы и структурные подразделения, которые наделены правом контроля. Это налоговые службы, Роспотребнадзор, многие органы, которые занимаются контролем в области финансов, в области потребительского рынка. Их в общей сложности почти 50, включая еще до недавнего времени органы милиции. И в условиях этой реформы могут иметь место несанкционированные проверки.<br>

    Пример: Ранее в силу п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции» (редакция до 26.12.08) органы внутренних дел были уполномочены проводить проверки законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа милиции или его заместителя.<br>

    Федеральным законом от 26.12.08 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», указанный пункт закона «О милиции» признан утратившим силу.<br>

    В настоящее время структурные подразделения милиции общественной безопасности (кроме Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Службы лицензионно — разрешительной работы и контроля за частой детективной и охранной деятельностью) не наделены контрольными полномочиями по проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.<br>

    В нарушение указанных положений законодательства сотрудниками отдела внутренних дел по муниципальному району Кошкинский при отсутствии обращений граждан или юридических лиц проводились мероприятия государственного контроля в отношении индивидуальных предпринимателей.<br>

    По выявленным нарушениям прокурором района в адрес начальника территориального ОВД внесено представление, 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.<br>

    О таких случаях предприниматели могут опасаться заявлять, почему и нужна так называемая «обратная связь» с предпринимателями.<br>

    Нами проведено совещание по вопросу защиты конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, где участие приняли Уполномоченный по правам человека Скупова  И. А. и Уполномоченный по правам ребенка Козлова  Т. В. На заседании разрешались вопросы взаимодействия в устранении ошибок следствия, ставшими причинами нарушения конституционных прав.<br>

    3). Разъяснению какого законодательства прокуроры уделяют больше внимания на встречах с жителями области.<br>

    В прошедшем полугодии этого года работники прокуратуры выступали в трудовых коллективах и перед населением с разъяснением отраслевого законодательства: трудового, жилищного, пенсионного, земельного, уголовного, о борьбе с коррупцией, об исполнении законов при реализации национальных проектов, об исполнении законодательства о несовершеннолетних, о соблюдении законодательства в сфере экономики.<br>

    При этом правовое просвещение проводилось и в отдаленных сельских поселениях. По инициативе прокуроров Сергиевского, Сызранского, Приволжского и Шигонского районов в селах проводились собрания граждан, где им разъяснялось трудовое законодательство (вопросы расторжения трудового договора работодателем в случае сокращения штатной численности, сроки выплаты заработной платы и др.), что является актуальным для жителей отдаленных населенных пунктов, ограниченных в получении правовой информации.<br>

    В учебных заведениях прокуроры районов, работники областной прокуратуры выступают с разъяснением прав несовершеннолетних и молодежи, уголовного и гражданского законодательства, вопросов юридической ответственности за противоправное поведение.<br>

    Сотрудниками управлений прокуратуры области в Самарском государственном университете проведены лекции на темы: «Коррупция в образовании», «Вопросы противодействия коррупции в органах власти», «Обман и злоупотребление доверием в сфере экономики» и др. Прокуроры городских, районных и специализированных прокуратур проводили аналогичные выступления в средних образовательных школах и учебных заведениях профессионального образования на местах.<br>

    4). Нужно ли разъяснять, что такое прокурорский надзор и как он содействует защите прав, свобод, законных интересов граждан?<br>

    Безусловно, да. О работе прокуратуры, т.е. о том, что такое на самом деле прокурорский надзор, как и в каких целях он осуществляется граждане знают крайне мало. И тут, прежде всего, важен источник информированности! Еще в начале нынешнего года, в Москве, Фонд «Общественный вердикт» и «Левада-Центр» представили на обозрение результаты всероссийского социологического исследования: «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов». Выяснилось, что три четверти опрошенных отождествляют правоохранительные органы в целом только с милицией, две пятых — с прокуратурой и судом, треть — с ФСБ. То есть население связывает прокуратуру с поддержанием обвинения, но это лишь часть работы прокуроров.<br>

    Прокуратура Самарской области объединяет пятьдесят районных, городских и специализированных прокуратур, а аппарат прокуратуры насчитывает свыше двадцати управлений и отделов которые специализируются на осуществлении надзора за соблюдением законодательства. Лишь три управления обеспечивают участие в рассмотрении арбитражных, гражданских, уголовных дел судами, находящимися на территории Самарской области.<br>

    Прокурорами наработана колоссальная правоприменительная практика. Причем это практика, прежде всего, защиты прав человека, общества и государства. С учетом этого прокуратурой разработан, принят и исполняется план по пропаганде права на этот год.<br>

    5). Каковы планы прокуратуры области в правовой пропаганде, правовом просвещении?<br>

    В план включены мероприятия по разъяснению актуальных вопросов защиты прав граждан в применении трудового, уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, о борьбе с коррупцией, об исполнении законов при реализации национальных проектов, об исполнении законодательства о несовершеннолетних, о соблюдении законодательства в сфере экономики.<br>

    Сегодня важно поднять на принципиально другой уровень правовое просвещение и повысить доверие граждан к закону, их желание и умение исполнять закон. Это основа доверия к власти, которая решает проблемы с принятием и исполнением законов.<br>

    В условиях развитой сети информационных технологий, мы планируем вести разъяснение законодательства через средства телевизионного вещания и руководство телеканала ТЕРРА любезно предоставило нам такую возможность и мы благодарны за это.<br>

    В передачах на телеканале ТЕРРА мы хотим как можно шире, освещать различные аспекты правоприменительной прокурорской практики по защите прав граждан. Мы можем разъяснять населению, как правильно можно отстоять свои права, как и в каких затруднительных правовых ситуациях нужно поступить и куда обратиться, чем может помочь прокуратура и какой результат может быть достигнут. Эта деятельность не будет заменять рассмотрение обращений граждан, а имеет своей целью правовое просвещение населения. Наиболее важные вопросы, касающиеся большого количества лиц, будут разъясняться, в том числе и на сайте прокуратуры области http://prokuror.samara.ru. Ответы на вопросы, поступающие в адрес телепрограммы «Ваше право» будут даваться в настоящей телепрограмме.<br>

    Прокуратура будет продолжать встречи с населением, студентами, учащимися и школьниками.<br>

    Для реализации национального плана противодействия коррупции, Президентом Российской Федерации определены меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению, в том числе в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции. Мы заинтересованы участвовать в этом и уже ведем эту работу: проводим беседы, лекции.<br>

    В этом году отделом прокуратуры области по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних будет проведен цикл выступлений перед директорами, учителями, родителями, учащимися в общеобразовательных учреждениях г.о. Самара по законодательству об образовании.<br>

    Имеются и другие направления работы.<br>

    Запланировано проведение «круглого стола» на тему: «Проблемы уголовно-правовой квалификации незаконной предпринимательской деятельности» с ГУВД Самарской области.<br>

    В ноябре состоится встреча с представителями диаспор Самарской области с разъяснением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.<br>

    В условиях глобального экономического кризиса, особенно важно пресекать всякое желание использовать этот кризис для правовых демагогий, нажиться или проспекулировать на этой теме. Поэтому ведение системной работы прокуратурой правового просвещения сделает доступным для широкого круга населения получение информации о состоянии законности, правопорядка и обеспечении основных гарантий и социальных прав граждан. Позволит населению ознакомиться с практикой применения законодательства прокурорами и деятельностью прокуратуры области в целом, приобрести навыки пользования законами в практической жизни, получить по правовым вопросам разъяснения закона работниками прокуратуры. Обеспечит единообразие в понимании норм закона и их применение всеми гражданами области.<br>

    И наконец, чтобы правовую информацию сделать для граждан совсем доступной, мы на базе основных юридических ВУЗов нашей области планируем организовать юридические клиники для оказания бесплатной юридической помощи.<br>

    Такая клиника уже существует у филиала Саратовского юридического института МВД, с которым мы планируем вести сотрудничество в развитии оказания правовых консультаций населению. Планируется создание клиники с участием прокуратуры на базе Самарского государственного экономического университета.<br>
  8. В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.<br>

    Согласно ч. 5 ст. 5 означенного нормативного правового акта срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.<br>

    В силу положений ст. 6.1 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:<br>

    1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;<br>

    2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;<br>

    3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;<br>

    4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.<br>

    Согласно ст. 13.1 указанного Федерального закона разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более девяноста суток, он обязан в течение тридцати суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).<br>

    Таким образом, по мнению прокуратуры области, при обращении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за получением разрешения на работу и не заключившему на момент обращения трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) указанное разрешение может быть выдано только на срок не более 90 суток.<br>

    Статьей 157 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.<br>

    Таким образом, с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может быть заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) до получения разрешения на работу при условии, что данное соглашение вступает в силу с даты получения означенным иностранным гражданином разрешения на работу.<br>

    В указанном случае, полагаем, что при обращении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за получением разрешения на работу и заключившему на момент обращения трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в порядке, указанном выше, разрешение может быть выдано только на срок действия договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию Российской Федерации. При этом выдача разрешения на работу сроком до 90 суток не обязательна.<br>
  9. Обязательные работы — это вид наказания, который заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.<br>

    В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит 67 статей Особенной части, в которых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательные работы.<br>

    Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.<br>

    Уголовно-исполнительным кодексом РФ определен порядок исполнения обязательных работ, согласно которому они исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Работы могут быть любого качества, в том числе и трудоемкие, они не связаны с основной работой и специальностью осужденного, от их выполнения осужденный не может отказаться без уважительных причин.<br>

    Обязательные работы не должны унижать честь и достоинство осужденного или носить характер мучения. В то же время следует признать, что уборка улиц, выполнение иных работ по благоустройству не могут считаться унизительными работами и при необходимости должны выполняться осужденными. Выходные дни и предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливают исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания.<br>

    Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов.<br>

    Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться но ее вызову.<br>

    Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В связи с этим в случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы, осужденный вправе самостоятельно обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщины, которой назначено наказание в виде обязательных работ, она вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания, но только со дня предоставления отпуска по беременности и родам.<br>

    В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством осужденные к обязательным работам несут ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания. При незначительном нарушении, уголовно-исполнительная инспекция ограничивается предупреждением осужденного об ответственности в соответствии с действующим законодательством, разъясняя ему при этом последствия повторного нарушения.<br>

    В случае же злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить данный вид наказания на лишение свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов неотбытой части обязательных работ.<br>

    Отдел по надзору за законностью<br>

    исполнения уголовных наказаний<br>
  10. Осужденный Н. отбывающий наказание в исправительной колонии в Самарской области обратился в прокуратуру для заключения соглашения о сотрудничестве по уголовному делу, расследованного следственным отделом УФСБ РФ по Самарской области.<br>

    В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 317.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия.<br>

    В данном случае Н. заявил ходатайство о заключении досудебного соглашения после окончания предварительного следствия.<br>

    При проверке выяснилось, что по результатам рассмотрения уголовного дела 25.06.2007 судом Автозаводского районного  г. Тольятти постановлен приговор, которым Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного  ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы.<br>

    При таких обстоятельствах, сроки установленные  ч. 2 ст. 317.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ пропущены в связи с чем, заключение соглашения о сотрудничестве невозможно.<br>

    Группа по исполнению законов о <br>

    федеральной безопасности, межнациональных<br>

    отношениях и противодействии экстремизму<br>
  11. Порядок условно-досрочного освобождения регламентируется статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и применяется в отношении осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в дисциплинарной воинской части.<br>

    Условно-досрочное освобождение от других видов наказания не предусмотрено.<br>

    Для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении лично осужденному, либо его адвокату или законному представителю необходимо направить в суд по месту отбывания наказания ходатайство, которое подается через администрацию учреждения, где он отбывает наказание. Не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания администрация учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного, а также заключением администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.<br>

    Условно-досрочное освобождение может быть применено, если судом будет установлено, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного наказания. Для этого суд из представленных материалов устанавливает факты примерного поведения осужденного за период отбытия наказания и его положительное отношение к труду, данные, характеризующие личность осужденного, его отношение к содеянному и стремление возместить материальный и моральный вред, причиненный в результате совершения преступления. Также суду могут быть представлены иные сведения об исправлении осужденного.<br>

    При наличии данных, указывающих на исправление осужденного, решение суда об условно-досрочном освобождении может быть положительным только при условии фактического отбытия осужденным не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины — за тяжкое преступление; не менее двух третей — за особо тяжкие преступления.<br>

    По уголовному законодательству условно-досрочное освобождение может быть применено как к лицам впервые осужденным, так и неоднократно судимым.<br>

    Однако на практике, при рассмотрении ходатайств лиц ранее неоднократно судимых в большинстве случаев суд отказывает в удовлетворении ходатайства с выводом о том, что данные лица на путь исправления не встали, должных выводов для себя не сделали, доверие общества и государства не оправдали. В случае вынесения судом решения об отказе в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, повторное внесение в суд соответствующего ходатайства возможно не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе.<br>

    Уголовным законом предусмотрено условно-досрочное освобождение лица, отбывающего пожизненное лишение свободы при отбытии им не менее двадцати пяти лет лишения свободы и при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет по мотивированному решению суда о том, что данное лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания.<br>

    В случае отказа судом в условно-досрочном освобождении, осужденный к пожизненному лишению свободы имеет право на повторное рассмотрение ходатайства только по истечении трех лет после принятия судом решения об отказе.<br>
  12. Согласно п.п. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановые проверки могут быть произведены по поступившим в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:<br>

    - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;<br>

    - причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.<br>

    В силу  ч. 5 ст. 10 названного Закона, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.<br>

    К субъектам малого и среднего предпринимательства законом отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным законом условиям.<br>

    Для проведения внеплановой проверки государственных и муниципальных унитарных предприятий, согласия прокуратуры не требуется, поскольку такие предприятия в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего бизнеса не относятся.<br>
  13. Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями.<br>

    При этом мероприятия по контролю могут осуществляться только уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), что определено в статье 3 указанного Федерального закона.<br>

    Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения указанного Федерального закона не применяются к мероприятиям по контролю при осуществлении прокурорского надзора.<br>

    Прокуратурой проверки исполнения законов проводятся в соответствии с пунктом 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.<br>
  14. Можно ли взыскать с бывшего супруга алименты, если он уволился с работы и официально не трудоустроился? Как в таких случаях рассчитывается размер алиментов подлежащих уплате должником?<br>

    Из электронной почты обращение Татьяны Кириллиной, г. Самара<br>

    Независимо от того, работает супруг или нет, он обязан содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации).<br>

    Статьей 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.07 определен порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.<br>

    Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.<br>

    Определение размера задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, в процентах к заработку должника производится исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.<br>

    Законом предусмотрено две причины, по которым взыскание алиментов могло не производиться: — если должник не работал или не были представлены документы о доходах должника за период взыскания алиментов.<br>

    В том случае, если должник не работал, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.<br>

    Сведения о размере средней заработной платы в Российской Федерации запрашиваются судебным приставом-исполнителем в Федеральной службе государственной статистики.<br>

    В случае, когда размер задолженности, определенный судебным приставом-исполнителем, нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.<br>

    Исполнительский сбор за неуплату алиментов исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.<br>

    В случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.<br>
  15. На предприятии происходит сокращение штатной численности, и работодатель настаивает на увольнении работников по собственному желанию. Законно ли это? Чем предусмотрен порядок увольнения и расчета с работником при его увольнении?<br>

    Тамара Рябова, Самарский район, г. Самара<br>

    Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работника уволиться по собственному желанию, если на этом настаивает работодатель.<br>

    В данном случае при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации применяются положения ст. 81 Трудового кодекса РФ. При этом увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.<br>

    Условия расторжения договора по инициативе работника (по собственному желанию) предусмотрены ст. 80 Трудового кодекса РФ.<br>

    При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 Трудового кодекса РФ).<br>

    В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.<br>

    Порядок расчета при сокращении численности или штата регламентирован ст. 178 Трудового кодекса РФ, согласно которой при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).<br>

    В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.<br>

    Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:<br>

    - отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы;<br>

    - призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;<br>

    - восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;<br>

    - признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;<br>

    - отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.<br>

    Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.<br>

    При прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка.<br>
  16. Имеет ли осужденный право на личную безопасность? Какие меры безопасности в исправительных учреждениях предусмотрены? У кого искать защиты осужденным от угрозы собственной жизни?<br>

    Из письма родственников осужденного  г. Самара

    поступившего электронной почтой<br>

    Право осужденного на личную безопасность предусмотрено статьей 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.<br>

    При возникновении угрозы личной безопасности, осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы с просьбой об обеспечении личной безопасности, и указанное лицо обязано незамедлительно принять соответствующие меры.<br>

    На практике эти меры обычно выражаются в помещении такого осужденного в отдельную камеру до решения вопроса о месте его дальнейшего нахождения в учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми принадлежащими ему правами.<br>

    К иным мерам, устраняющим угрозу личной безопасности осужденного, относятся меры воспитательного и принудительного характера, применяемые к лицам, от которых исходит опасность. Администрация учреждения проводит различные мероприятия по нейтрализации возникшего конфликта между осужденными.<br>

    В случае безуспешности перечисленных выше мер начальником учреждения принимается решение о переводе осужденного или лиц, угрожающих личной безопасности осужденного, в другое учреждение.<br>

    Особой категорией осужденных, которым, в случае необходимости, должно быть предоставлено безопасное место, выступают осужденные, являющихся участниками уголовного судопроизводства.<br>

    Перевод в безопасное место должен быть осуществлен и в отношении осужденного — потерпевшего от преступного посягательства, а также свидетеля, если имеются достаточные основания полагать, что их жизни и здоровью угрожает опасность.<br>

    Формальным основанием для их применения выступает мотивированное постановление (определение) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.<br>

    Аналогичные меры по обеспечению безопасности осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, применяются, когда подозреваемыми, потерпевшими или свидетелями являются осужденные, находящиеся в следственном изоляторе или переведенные туда из исправительных учреждений.<br>

    Обеспечение безопасности осужденных — является одной из основных задач администрации учреждений и органов, исполняющих наказание. В случае возникновения угрозы личной безопасности, следует незамедлительно обратиться к любому из должностных лиц учреждения исполнения наказания, либо непосредственно к начальнику учреждения.<br>
  17. Законны ли действия администрации ЖЭУ, регулирующих численность бездомных животных с помощью отравленной пищи?<br>

    Лидия Темирова, Ленинский район, г. Самара<br>

    Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 год был разработан проект Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», где в положении статьи 13 было определено регулирование численности диких животных, обитающих в условиях, возникших в результате деятельности человека, методами стерилизации или биологическими методами, при невозможности использования указанных методов — посредством умерщвления. Однако данный закон до настоящего времени не принят.<br>

    В настоящее время, законодательством Российской Федерации порядок регулирования численности бездомных животных не определен.<br>

    Между тем, главой администрации  г. о. Самара было издано постановление № 164 от 20.02.2009 года «О внесении изменений в приложение к постановлению главы  г. о. Самара № 404 от 10.06.2008 года «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара».<br>

    Данный нормативный правовой акт предусматривал полномочия органов местного самоуправления по отлову бродячих собак.<br>

    В связи с тем, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2006 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения отлов бродячих собак и контроль за их численностью не отнесен, прокурором  г. Самара на незаконное постановление принесен протест. Решением Ленинского районного суда  г. Самара от 19.05.2009 года, протест прокурора города Самара удовлетворен, незаконное постановление главы  г. о. Самара отменено.<br>

    Суд сделал вывод о том, что органы местного самоуправления городского округа не имеют полномочий утверждать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы отлова бродячих собак.<br>

    В случае несогласия с действиями должностных лиц ЖЭУ по регулированию бродячих животных, любой гражданин вправе обжаловать их в судебном порядке в соответствии с положениями установленными главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ.<br>
  18. Какую ответственность несут владельцы собак оставляющих своих питомцев в гараже или дома на длительное время без пищи, присмотра и ухода? Куда в таких случаях можно обратиться для разбирательства?<br>

    Лидия Темирова, Ленинский район, г. Самара<br>

    Ответственность граждан за жестокое обращение предусмотрена статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обязательным условием наступления уголовной ответственность за жестокое обращение с животными является совершение этого деяния с применением садистских методов, под которыми понимаются особо издевательские способы причинения страданий животным, либо его совершение в присутствии малолетних, т. е. лиц в возрасте до 14 лет.<br>

    Решение об ответственности за данные действия граждан принимается судом в каждом случае индивидуально, с учетом наступивших последствий.<br>

    Иной ответственности за указанные действия законодательством Российской Федерации не предусмотрено.<br>

    Для решения вопроса о привлечении к ответственности за жестокое обращение с животными необходимо обратится в органы внутренних дел по месту жительства или месту обнаружения правонарушения.<br>
  19. Тема: Защита права на свободу и личную неприкосновенность.<br>

    Неприкосновенность личности — принцип, согласно которому человек не может быть произвольно лишён свободы . Статья 9 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».<br>

    В праве Российской Федерации принцип неприкосновенности личности заключается в следующем:<br>

    - ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям;<br>

    - заключение под стражу возможно лишь в соответствии с процессуальным законодательством;<br>

    - до судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок до 48 часов.<br>

    Статья 22 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.<br>

    Какие права имеет задержанный или арестованный гражданин?<br>

    В соответствии с действующим Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации задержанный или арестованный гражданин обладает правами в соответствии с его процессуальным статусом. Так, в соответствии с ст. 46 УПК РФ подозреваемый вправе:<br>

    1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;<br>

    2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 настоящего Кодекса;<br>

    3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2-3.1 части 3 статьи 49 УПК РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;<br>

    4) представлять доказательства;<br>

    5) заявлять ходатайства и отводы;<br>

    6) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;<br>

    7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;<br>

    8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;<br>

    9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;<br>

    10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;<br>

    11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.<br>

    С момента предъявления человеку обвинения он приобретает процессуальный статус обвиняемого, его права закреплены в ст. 47 УПК РФ, согласно которой обвиняемый вправе:<br>

    1) знать, в чем он обвиняется;<br>

    2) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта;<br>

    3) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии дать показания обвиняемый должен быть предупрежден о том, что они могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 УПК РФ;<br>

    4) представлять доказательства;<br>

    5) заявлять ходатайства и отводы;<br>

    6) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет;<br>

    7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;<br>

    8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;<br>

    9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;<br>

    10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;<br>

    11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с его заключением;<br>

    12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из оттуда любые сведения в любом объеме.<br>

    Может ли задержанный или арестованный гражданин делать выписки или снимать копии материалов уголовного дела?<br>

    Безусловно, да, но если речь идет о подозреваемом лице. Такое право подозреваемого, подвергнутого задержанию или аресту, закреплено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.<br>

    Он имеет право:<br>

    - снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;<br>

    - приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;<br>

    - возражать против прекращения уголовного дела;<br>

    - участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении него меры пресечения;<br>

    - знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;<br>

    - обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;<br>

    - получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;<br>

    - участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;<br>

    - защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.<br>

    Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.<br>

    Кто имеет полномочия задерживать?<br>

    Отвечая на вопрос о том, кто и на какое время в правоохранительных органах может задерживать, хотелось бы отметить, что следует отличать административное задержание от уголовного.<br>

    Статья 27.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определяет, что административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица, оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:<br>

    1) должностные лица органов внутренних дел (милиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;<br>

    2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;<br>

    3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти;<br>

    4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;<br>

    5) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;<br>

    6) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объектам или вещам либо с посягательством на такие объекты или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;<br>

    7) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 КоАП РФ рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;<br>

    8) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП РФ;<br>

    9) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).<br>

    Уголовно-процессуальный порядок задержания регламентирован ст. 91-92 УПК РФ. Производить задержание вправе орган дознания и следователь в случаях:<br>

    - когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после совершения;<br>

    - когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как совершившее преступление;<br>

    - когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены следы преступления.<br>

    Может ли задержанный настаивать на уведомлении о его задержании родственников или руководства по месту службы (учебы)? Задержанный сам осуществляет это действие? Он имеет право воспользоваться служебным или личным телефоном?<br>

    По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.<br>

    Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.<br>

    При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания обязан уведомить родственников либо предоставить это сделать самостоятельно самому подозреваемому. В отношении несовершеннолетних это правило непреложно. Однако при необходимости в интересах следствия сохранить в тайне факт задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК РФ).<br>

    На какой срок может быть задержан гражданин, и каковы основания для задержания?<br>

    Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 * 3 статьи 27.3 КоАП РФ. <br>

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.<br>

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.<br>

    Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения — со времени его вытрезвления.<br>

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ не дает четкого определения понятию «задержание», однако регламентирует исчерпывающий перечень оснований к задержанию.<br>

    Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:<br>

    1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;<br>

    2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;<br>

    3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.<br>

    При наличии иных данных, дающих основание подозревать человека в совершении преступления, он может быть задержан, если пытался скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.<br>

    Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, определяет, что срок задержания лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ составляет 48 часов.<br>

    По истечении указанного срока подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд, при рассмотрении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, не продлил срок задержания до 72 часов.<br>

    При избрании судом в отношении подозреваемого либо обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, в соответствии со ст. 109 УПК РФ, содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.<br>

    Дальнейшее продление срока содержания под стражей производится в соответствии с требованиями УПК РФ. Общий срок содержания обвиняемого под стражей на период расследования уголовного дела не может превышать 18 месяцев.<br>

    Каков порядок задержания подозреваемого? Имеет ли задержанный право на конфиденциальное свидание с защитником? Сколько может длиться свидание?<br>

    Порядок задержания определен в статье 92 УПК РФ.<br>

    Так, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.<br>

    В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.<br>

    О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.<br>

    Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае свидание не может быть длиться менее двух часов.<br>

    Каковы обязанности должностного лица, осуществившего задержание? На чем может настаивать задержанный гражданин?<br>

    Должностное лицо, применившее меры административного или процессуального принуждения в соответствии с КоАП РФ, УПК РФ, Федеральным законом «О милиции», обязано разъяснить права и обязанности задержанному или иному лицу, в отношении которого применяются меры принуждения, а также при необходимости обеспечить ему возможность реализации своего права на защиту.<br>

    В каких случаях следует обращаться в прокуратуру, и каков механизм этой процедуры?<br>

    Обо всех нарушениях закона граждане и иные лица вправе обратиться в прокуратуру с соответствующим обращением. Должностные лица органов прокуратуры в пределах своей компетенции обязаны принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав.<br>

    При этом гражданам следует помнить, что обращаться в другие органы власти, которые в силу действующего законодательства не наделены полномочиями по контролю за административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, бессмысленно.<br>

    Нередко граждане ошибочно обращаются по данным вопросам в органы власти правительства Самарской области, Самарскую губернскую думу, в центральные органы власти Российской Федерации, которые не обладают соответствующими полномочиями и поэтому поступившие к ним обращения граждан перенаправляют в органы прокуратуры.<br>

    В Самарской областной прокуратуре надзор за законностью при расследовании уголовных дел осуществляет управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, которое и обладает соответствующими полномочиями.<br>

    В районах и городах области данный надзор осуществляют территориальные прокуроры, к ним и следует обращаться за помощью.<br>
Вся размещаемая на сайте информация безопасна для детей и не имеет возрастных ограничений