Цель урока
Сформировать чёткое представление учащихся о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.
Задачи урока
Образовательная: изучить понятие «культура», необходимость приобщения к культуре для жизни личности в современном обществе.
Развивающая: формировать умения работать с разными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; высказывать свою точку зрения, анализировать высказывания; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
Воспитательная: продолжить культурно-нравственное воспитание учащихся.
Тип урока Комбинированный.
Методы обучения Репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование Проверочный тест (приложение №1), мультимедийное оборудование, предметная наглядность, авторская электронная презентация Shav1.rar
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Выполнение учащимися проверочного теста.
Учитель: Ребята! На прошлом занятии мы говорили о том, что человека делают человеком нравственные качества. Выяснили, что главная задача моральных норм – создать образец поведения человека по отношению к другим людям. Сейчас вы в течение 5 (пяти) минут выполните тестовые задания, которые покажут, как вы усвоили основные моменты темы.
2) Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте ответим на несколько вопросов: - Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности? (Этим живым существом является человек)
- Что мы называем потребностями? (Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что ему необходимо для поддержания организма и развития личности)
- Какая потребность относится к социальным - потребность в общении, потребность в жилище, потребность во сне? (потребность в общении)
Физ. минутка (расслабляющие упражнения для восстановления работоспособности глаз – 30 секунд, релаксационная пауза)
Учитель: Ребята выполним расслабляющие упражнения: 1.Закрыть глаза, зажмуриться, резко открыть. Повторить несколько раз. 2.Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны. 3.Нарисовать глазами перед собой любой предмет.
Релаксационная пауза (проводится под спокойную, расслабляющую музыку): Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Шум величественного морского прибоя ласкает слух. Морские птицы наперебой исполняют свои птичьи серенады. Вы на острове совсем одни, наедине с бескрайними просторами океана. Вы внутренне спокойны и умиротворены.
Расслабились, а теперь возвращаемся в реальность из мира фантастического «Я» и продолжаем свою работу.
III. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение раздела «Что такое человек» и тема нашего урока будет звучать так: «Человек и культура».
На уроке мы должны: 1) изучить понятие «культура»; 2) выяснить составляющие компоненты культуры, её виды и функции. Перед нами будет стоять личностно значимая проблема: осознать необходимость приобщения к культуре (запись в тетради темы урока).
Учитель: Что такое культура? Ребята, на розовом листочке запишите слово, приходящее на ум, когда вы слышите понятие «культура». Написанные слова наклейте на доску. У нас получился к л а с т е р, посмотрев на который мы понимаем, что понятие «культура» многогранно. Современное понимание культуры: понятие «культура» (от лат. – воспитание, образование, развитие) – определённый уровень развития общества в её материальной и духовной жизни (демонстрация слайда №1, запись определения в тетради).
Учитель: Далее нам предстоит выявить составляющие компоненты культуры (работа со схемой, слайд №2).
Какие компоненты «культуры» представлены на схеме? (Культура состоит из 4-х основных компонентов – субъект культуры, человеческая деятельность, культурная предметность, коммуникация между людьми). Что представляет собой каждый из компонентов?
Субъект культуры – индивид, социальная группа, общество в целом.
Человеческая деятельность – выражается в действиях человека. Культурная предметность – выражается в социальном опыте, способах и программах деятельности. Коммуникация – взаимодействие между людьми (запись компонентов культуры в схематичном виде в тетрадь).
Учитель: Выявляем виды культур (работа со схемой, слайд №3).
Существует 9 видов культур – материальная, духовная, народная, авторская, массовая, религиозная, светская, контркультура, субкультура.
Материальная культура – представлена архитектурными зданиями, техникой.
Духовная культура – это нравственные принципы и ценности – добро, справедливость, честность.
Народная культура – зиждется на народных сказках, песнях, пословицах, поговорках.
Авторская культура – авторские литературные произведения, авторские программы.
Массовая культура – популярная музыка, мобильная телефония.
Религиозная культура – исполнение религиозных обрядов, служб.
Светская культура – празднование нового года …
Примером контркультуры – может выступать преступная среда.
Субкультуру – представляют различные общественные движения (движение зелёных, традиции жизни и быта отдельной семьи) (запись видов культур в схематичном виде в тетрадь).
Учитель: Выясняем функции культуры (работа со схемой, слайд №4). Какие функции культуры представлены на схеме? (6-ть функций – гуманистическая, коммуникативная, гносеологическая (познавательная), информативная, нормативно-регулирующая, ценностно-ориентационная) Беседа по сущности каждой из функций (запись функции культуры в схематичном виде в тетрадь).
IV Закрепление знаний.
Учитель: Ребята я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
Задание 1. Что такое культура?
Задание 2. Нарисуйте словесный портрет культурного человека, вписав характеристики в лепестки цветка.
Задание 3. Согласны ли вы с высказыванием Н.Г.Чернышевского? Свой ответ обоснуйте.
Русский писатель и философ Н.Г. Чернышевский считал, что «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
V. Подведение итогов урока.
Поставить оценки за активную работу на уроке.
VI Домашнее задание.
Учебник: §5, записи в тетради.
Щавелёва О.В., учитель истории и обществознания
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"
Список литературы
1. Бахмутова Л.С. методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: Ч. 2 – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. Введение в обществознание. 8-9 классы. –М.: Просвещение, 2004.
3. Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 8 класс: К учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Введение в обществознание. 8-9 классы» / С.Н. Дыдко –М.: Издательство «Экзамен», 2004.
4. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. –М.: Просвещение, 2004.
5. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова/ авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2006.
6. Тесты и задания по обществознанию: 8 класс основной школы / Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Э.Н. Егорова, Л.Ф. Иванова, М.Н. Козлова, А.Ю. Лазебникова. –М.: Школа-Пресс, 1997.
Приложение №1
Ф.И. учащегося _______________________________
Тестовые задания. Выбери правильный ответ.
1. Мораль – это:
а) свобода личного решения
б) система нравственных норм, оценок, образцов поведения
в) способность выбора между добром и злом
2. В основе морали лежит:
а) гуманизм
б) ответственность
в) нравственность
3. Критерии нравственности определяются:
а) периодом истории
б) самими людьми
в) политикой государства
4. Система взглядов, в рамках которой человек является высшей ценностью мироздания, называется:
а) человечность
б) гуманизм
в) добродетель
5. Какое поведение не соответствует моральным нормам?
а) вежливость
б) милосердие
в) грубость
6. Мораль регулирует:
а) поступки и поведение людей в обществе
б) трудовую деятельность человека
в) общественные отношения
7.За нарушение принципов морали человек несёт ответственность перед:
а)обществом
б) коллективом
в) самим собой
[2] Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. Введение в обществознание. 8-9 классы. –М.: Просвещение, 2004. –С. 15.
[3] Бахмутова Л.С. методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: Ч. 2 – М.: ВЛАДОС, 2001.- С.27.
[4] Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова/ авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2006.- С.37.
[6] Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. Введение в обществознание. 8-9 классы. –М.: Просвещение, 2004. –С. 27.
[8] Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 8 класс: К учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Введение в обществознание. 8-9 классы» / С.Н. Дыдко –М.: Издательство «Экзамен», 2004. –С.21.