ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
so_uv.alks_sch@samara.edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цель урока

Сформировать чёткое представление учащихся о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.

Задачи урока

Образовательная: изучить понятие «культура», необходимость приобщения к культуре для жизни личности в современном обществе.

Развивающая: формировать умения работать с разными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; высказывать свою точку зрения, анализировать высказывания; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Воспитательная: продолжить культурно-нравственное воспитание учащихся.

Тип урока Комбинированный.

Методы обучения Репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование Проверочный тест (приложение №1), мультимедийное оборудование, предметная наглядность, авторская электронная презентация   Shav1.rar

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Выполнение учащимися проверочного теста.

Учитель: Ребята! На прошлом занятии мы говорили о том, что человека делают человеком нравственные качества. Выяснили, что главная задача моральных норм – создать образец поведения человека по отношению к другим людям. Сейчас вы в течение 5 (пяти) минут выполните тестовые задания, которые покажут, как вы усвоили основные моменты темы.

2) Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала. 

Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте ответим на несколько вопросов: - Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности? (Этим живым существом является человек)                         

- Что мы называем потребностями? (Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что ему необходимо для поддержания организма и развития личности)    

- Какая потребность относится к социальным - потребность в общении, потребность в жилище, потребность во сне? (потребность в общении)    

Физ. минутка (расслабляющие упражнения для восстановления работоспособности глаз – 30 секунд, релаксационная пауза)                

Учитель: Ребята выполним расслабляющие упражнения: 1.Закрыть глаза, зажмуриться, резко открыть. Повторить несколько раз. 2.Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны. 3.Нарисовать глазами перед собой любой предмет.

Релаксационная пауза (проводится под спокойную, расслабляющую музыку): Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Шум величественного морского прибоя ласкает слух. Морские птицы наперебой исполняют свои птичьи серенады. Вы на острове совсем одни, наедине с бескрайними просторами океана. Вы внутренне спокойны и умиротворены.                                                                                                                                                               

Расслабились, а теперь возвращаемся в реальность из мира фантастического «Я» и продолжаем свою работу.

III. Изучение новой темы.  

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение раздела «Что такое человек» и тема нашего урока будет звучать так: «Человек и культура».  

На уроке мы должны: 1) изучить понятие «культура»; 2) выяснить составляющие компоненты культуры, её виды и функции. Перед нами будет стоять личностно значимая проблема: осознать необходимость приобщения к культуре (запись в тетради темы урока). 

Учитель: Что такое культура? Ребята, на розовом листочке запишите слово, приходящее на ум, когда вы слышите понятие «культура». Написанные слова наклейте на доску. У нас получился к л а с т е р, посмотрев на который мы понимаем, что понятие «культура» многогранно. Современное понимание культуры: понятие «культура» (от лат. – воспитание, образование, развитие) – определённый уровень развития общества в её материальной и духовной жизни (демонстрация слайда №1, запись определения в тетради).   

Учитель: Далее нам предстоит выявить составляющие компоненты культуры (работа со схемой, слайд №2).

Какие компоненты «культуры» представлены на схеме? (Культура состоит из 4-х основных компонентов – субъект культуры, человеческая деятельность, культурная предметность, коммуникация между людьми). Что представляет собой каждый из компонентов?

Субъект культуры – индивид, социальная группа, общество в целом.

Человеческая деятельность – выражается в действиях человека. Культурная предметность – выражается в социальном опыте, способах и программах деятельности. Коммуникация – взаимодействие между людьми (запись компонентов культуры в схематичном виде в тетрадь).       

Учитель: Выявляем виды культур (работа со схемой, слайд №3).

Существует 9 видов культур – материальная, духовная, народная, авторская, массовая, религиозная, светская, контркультура, субкультура.                                    

Материальная культура – представлена архитектурными зданиями, техникой.

Духовная культура – это нравственные принципы и ценности – добро, справедливость, честность.

Народная культура – зиждется на народных сказках, песнях, пословицах, поговорках.

Авторская культура – авторские литературные произведения, авторские программы.

Массовая культура – популярная музыка, мобильная телефония.                                      

Религиозная культура – исполнение религиозных обрядов, служб.                           

Светская культура – празднование нового года …                           

Примером контркультуры – может выступать преступная среда.                                                           

Субкультуру – представляют различные общественные движения (движение зелёных, традиции жизни и быта отдельной семьи) (запись видов культур в схематичном виде в тетрадь). 

Учитель: Выясняем функции культуры (работа со схемой, слайд №4). Какие функции культуры представлены на схеме? (6-ть функций – гуманистическая, коммуникативная, гносеологическая (познавательная), информативная, нормативно-регулирующая, ценностно-ориентационная) Беседа по сущности каждой из функций (запись функции культуры в схематичном виде в тетрадь).            

IV Закрепление знаний.                                                                                                   

Учитель: Ребята я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

Задание 1. Что такое культура?

Задание 2. Нарисуйте словесный портрет культурного человека, вписав характеристики в лепестки цветка. 

Задание 3. Согласны ли вы с высказыванием Н.Г.Чернышевского? Свой ответ обоснуйте.  

Русский писатель и философ Н.Г. Чернышевский считал, что «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

V. Подведение итогов урока.

Поставить оценки за активную работу на уроке.

VI Домашнее задание.

Учебник: §5, записи в тетради.                                                                                                                                                               

  

Щавелёва О.В., учитель истории и обществознания

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

Список литературы

 

1.        Бахмутова Л.С. методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: Ч. 2 – М.: ВЛАДОС, 2001.

2.        Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. Введение в обществознание. 8-9 классы. –М.: Просвещение, 2004.

3.        Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 8 класс: К учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Введение в обществознание. 8-9 классы» / С.Н. Дыдко –М.: Издательство «Экзамен», 2004.

4.        Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 классы / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. –М.: Просвещение, 2004.

5.        Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова/ авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2006.

6.        Тесты и задания по обществознанию: 8 класс основной школы / Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Э.Н. Егорова, Л.Ф. Иванова, М.Н. Козлова, А.Ю. Лазебникова. –М.: Школа-Пресс, 1997.

 

Приложение №1

 

Ф.И. учащегося _______________________________

 

Тестовые задания. Выбери правильный ответ.

 

1. Мораль – это:

а) свобода личного решения  

б) система нравственных норм, оценок, образцов поведения        

в) способность выбора между добром и злом

 

2. В основе морали лежит:

а) гуманизм 

б) ответственность

в) нравственность

 

3. Критерии нравственности определяются:  

а) периодом истории  

б) самими людьми 

в) политикой государства

 

4. Система взглядов, в рамках которой человек является высшей ценностью мироздания, называется:

а) человечность 

б) гуманизм 

в) добродетель

 

5. Какое поведение не соответствует моральным нормам?

а) вежливость 

б) милосердие

в) грубость

 

6. Мораль регулирует:

а) поступки и поведение людей в обществе                                                                                                                            

б) трудовую деятельность человека                                                                                    

в) общественные отношения

 

7.За нарушение принципов морали человек несёт ответственность перед:

а)обществом 

б) коллективом                                                                     

в) самим собой


[1] См. Приложение №1.

[2] Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. Введение в обществознание. 8-9 классы. –М.: Просвещение, 2004. –С. 15.

[3] Бахмутова Л.С. методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: Ч. 2 – М.: ВЛАДОС, 2001.- С.27.

[4] Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова/ авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2006.- С.37.

[5] Там же.

[6] Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. Введение в обществознание. 8-9 классы. –М.: Просвещение, 2004. –С. 27.

[7] См. Приложение №2.

[8] Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 8 класс: К учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Введение в обществознание. 8-9 классы» / С.Н. Дыдко –М.: Издательство «Экзамен», 2004. –С.21.

 

 
 

© 2024. .