Цель: обобщить изученный материал и проверить уровень подготовки

-закрепить знания литературоведческих понятий и представлений;

-развивать интерес к чтению и читательской деятельности.

 

Оборудование:  книги басен, портреты баснописцев, тематическая газета, рисунки детей, проигрыватель, грампластинки.

 

Оформление доски: дата, тема урока «Русские баснописцы», выставка книг, тематическая газета, портреты баснописцев, написаны слова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать».

 

Ход урока.

IОрганизационный момент.

 

II. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящен творчеству русских баснописцев и вам предоставляется возможность вспомнить басни, с которыми вы познакомились на уроке или читали самостоятельно.

 

III. Актуализация знаний.

На уроках литературного чтения мы знакомимся с произведениями различных жанров. Что такое жанр?

(Жанром называют форму, вид произведений с общими особенностями, например отношение автора к героям, окружающему миру, как выражаются чувства и мысли автора и его героев).

Сегодня мы заканчиваем работу над баснями. Что такое басня?

( - Басня – короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы

- Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием).

Почему басню мы не спутаем ни с каким другим произведением. Назовите особенность басен.

(- В басне всегда есть мораль).

Слова И.А.Крылова на доске (прочитать).

«Люблю, где случай есть – пороки пощипать».

Над какими человеческими пороками смеются авторы басен?

( - Высмеивают такие недостатки, как лень, хитрость, жадность, грубость, невежество).

 

С какими чувствами баснописцы относятся к своим героям.

(С иронией. Ирония - это скрытая, тонкая насмешка).

А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль?

(Аллегория, что значит иносказание).

Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим  пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием.

(Олицетворение).

Назовите имена и фамилии баснописцев.

(Дети перечисляют баснописцев).

Эти имена мы конечно должны запомнить. Они оставили след не только в русской, но и в мировой художественной литературе.

И мы с вами, живя в великой стране, должны гордиться богатым творческим наследим.

 

IV. Физминутка.

 

V. Чтение детьми басен (наизусть)

 Теперь послушаем, как басня прозвучит в исполнении мастера слова, артиста А.Грибова.

Мне хотелось бы, чтобы вы учились выразительно читать басни. Слушаем басню И.А.Крылова «Квартет».   (Звучит басня)

А какие басни вы подготовили?

(Дети рассказывают басни и показывают свои рисунки.)

Очень многие выражения из басен стали крылатыми. Какие крылатые выражения вы знаете?

( «Ай, Моська, знать она сильна, раз лает на слона»,  « А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват», «А ларчик просто открывался», «Впредь, чужой беде не смейся голубок»  и  т.д.).

 

VI.  Самостоятельная работа в тетрадях.

(Помочь слабоуспевающим детям)

 

VII. Итог урока.

VIII. Оценивание.

IХ.  Д/з Закончить работу в тетрадях.


Никонова В.А., учитель начальных классов

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"