Проработав много лет в начальной школе, я поняла, что главным показателем работы классного руководителя следует считать самочувствие в ней ученика. Класс хорош, если ребенок с желанием идет на занятия, рад встрече с одноклассниками и учителем. А с желанием ребенок идет к друзьям. А это значит, что классный руководитель должен не покладая рук трудиться над созданием дружного коллектива, формированием основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и с окружающими. Это важно и потому, что дети, придя в первый класс, новички в школе, юнги на большом школьном корабле. Это важно и потому, что атмосфера особого доверия между детьми положительно влияет на успеваемость, что кирпичики фундамента активной жизненной позиции нужно закладывать с первых дней обучения в школе.

Исходя из этого, целью своей воспитательной работы ставлю воспитание дружного детского коллектива.

Задачи:

- организовать систему соуправления в классе;

- развивать познавательную активность;

- укреплять здоровье воспитанников;

- формировать культуру межличностных отношений.

В основе моей работы по воспитанию дружного коллектива лежит игра, игровая деятельность. Почему именно игра? «Вернуть детям игру» - это не просто призыв, это веление времени и того состояния, в котором оказалось сегодня детство. Врачи и психологи ставят сегодня по отношению к детям следующие диагнозы: «игровая дистрофия», «телемания», «компьютерамания», «игромания».

К великому сожалению, игра сегодня выпала из поля зрения и родителей, а ведь игра для младших школьников занимает доминирующее положение, оставаясь наиболее освоенным видом деятельности.

Сегодня игра, игровая деятельность определяется как одно из самых эффективных средств воспитания, как мощная педагогическая поддержка детства в игровых и досуговых формах. С помощью игры можно:

- диагностировать и познавать ребёнка;

- одобрять и ободрять;

- корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства, гуманистические качества личности.

Я в своей воспитательной работе использую следующие виды игр: эмоциональные (игры - приветствие, игры - концовки, игры - кричалки), информативные (игры – знакомства), интерактивные (игры – ситуации, игры – путешествие), творческие (игры – конкурсы, игры – соревнования), подвижные игры (игры – соревнования, игры – эстафеты и т.д.).

Игровая деятельность отвечает природе детства, а потому является хорошей основой для психологического, нравственного и физического оздоровления детей. Это полностью соответствует главному направлению воспитательной деятельности школы, направленной на здоровьесбережение.

Говоря о возвращении игры в жизнь детей нельзя так же не сказать об игрушках, которые так же являются важным средством воспитания. Народная педагогика определяет особое место игрушки – одному из видов народного искусства. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которого старшее поколение передавало, а младшее перенимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она была живой ниточкой связи с культурным наследием, с далеким прошлым, являясь копилкой народной памяти.

Сегодня появилось много вредных для здоровья ребенка, её психики игрушек. Это не может не волновать родителей и меня, как педагога. В изменении ситуации к лучшему возьмём в союзники опыт нашего народа, опыт старшего поколения, позитивный современный опыт создания новых игрушек. Ведь игрушки – это одновременно и воспитатели, и учителя, и добрые наставники, и врачи, и психотерапевты.

1 задача: «Организовать систему соуправления в классе»

Если учитель младших классов говорит о самоуправлении в классе, то это вызывает у меня улыбку. Не может быть самоуправления, а только соуправление, когда учитель направляет и организует. Для работы над воспитательным проектом «Чудо остров – остров детства» мы создали своё соуправление в виде команды отважных мореплавателей, которые под парусами идут по бурному океану школьной жизни. В сентябре мы дружной командой отправились на паруснике с гордым названием «Солнышко» (как назвать корабль, так он и поплывет) в длительное морское путешествие к таинственным островам в архипелаге «Детство».

У нас нет дежурных, а есть вахтенные, нет ответственных за дела, а есть помощники капитана, вместо хоз. группы, боцман. А ведет наш парусник капитан, но помогает ему и всей команде в этом трудном морском путешествии лоцман – классный руководитель.

2 задача: «Развивать познавательную активность»

Развитие познавательной активности решалось не только через отдельные мероприятия, но и в ходе работы над проектом. Наш проект назывался «Чудо остров – остров детства». Дети сами искали информацию в библиотеках, с помощью родителей выходили в Интернет. Кроме того, второклассники активно участвовали в интеллектуальных конкурсах.

3 задача: «Укреплять здоровье воспитанников»

Эту задачу пришлось реализовывать через организацию динамических пауз, подвижных игр, спортивных классных часов, «Веселых стартов». Часть ребят активны, подвижны, любят физкультуру, занимаются в спортивных секциях. Я стараюсь сформировать культуру отношения к своему здоровью и учу детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

В курируемом классе в течение 2-х лет я веду мониторинг здоровья. На каждого учащегося заведен Паспорт Здоровья, в котором отслеживаются основные показатели физического развития ребенка. Данные мониторинга используются при разработке комплекса упражнений для утренней гимнастики и организации подвижных игр.

Вывод: В результате проведённой воспитательной работы в детском коллективе сложился благоприятный психологический климат.


Никонова В.А., учитель начальных классов

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"