ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
so_uv.alks_sch@samara.edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Методическая разработка урока биологии в 10 классе

по теме «История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов»

Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

Задачи урока:

Образовательная: доказать, что клетка - элементарная биологическая система, рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков анализа, сравнения;   выделять главное, формулировать выводы.

Воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных  учёных по изучению клетки.

 

Тип урока: комбинированный

 

Методы обучения: репродуктивный,  проблемный.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация  Shekina1.rar

 

Ход урока:

 

I Организационный момент

II Проверка знаний учащихся

Работа с интерактивной доской.(Рисунок-схема взят из галереи интерактивной доски)

 Подпишите органоиды клетки

 

 

III. Изучение новой темы.

- На первом занятии по “Общей биологии” мы дали определение живого и выделили его основные уровни организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем. Без изучения клеточного уровня, нельзя понять живое.

Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток.


 

Цитология – наука, изучающая строение, функции и эволюцию клеток (от греч. kytos – клетка, каморка). (запись в тетради)

Мельчайшие структуры всех живых организмов, способные к самовоспроизведению,  называются клетками. (запись в тетради)

Представление о том, что клетка – что клетка это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как “Клеточная теория”, сложилась постепенно в XIX веке. Но на основании каких данных ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав лекцию, в ходе которой вам предстоит заполнить таблицу: “Основные этапы развития клеточной теории”.

Таблица

Этап

Год

Ученый

Вклад в развитие теории

 

 

 

 

История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению в конце XVI столетия микроскопа.

Первый микроскоп был сконструирован Г. Галилеем в 1609–1610 гг. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.

Роберт Гук в 1665 г. впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин “клетка”, для обозначения ячеек, мешочков, пузырьков, из которых они состояли.

Несколько позже, в 1671–1682 гг., М. Мальпиги и Н. Грю описали микроструктуру некоторых органов растений. Н. Грю ввел в науку термин “ткань” для обозначения совокупности однородных клеток.

Антоний Ван Левенгук (1632–1723) – голландский купец, завоевал славу ученого, подарив науке величайшие открытия. В период с 1632 по 1719 гг. он впервые открыл красные кровяные тельца, некоторых простейших животных, мужские половые клетки. Описания этих “анималькусов” (“зверушек”) снискали голландцу мировую известность, пробудили интерес к изучению живого микромира.

Не осталась в стороне от научного прогресса и Россия. В 1693 г. во время пребывания Петра I в Дельфе А.Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы. Эти демонстрации произвели на Петра I такое большое впечатление, что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов.

В 1725 году организована Петербургская академия наук. Талантливые мастера И.Е. Беляев, И.Кулибин изготавливали микроскопы, в конструировании которых принимали участие академики Л.Эйлер, Ф. Эпинус.

В 1831 г. Р.Броун открыл в клеточном соке ядро – важнейшую составную часть клетки.

Русский ученый П.Ф. Горянинов в 1834 г. отметил в своих исследованиях, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он назвал пузырьками, то есть высказал мнение об общем плане строения растений и животных

Спустя 5 лет, в 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал в Берлине книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений.”, в которой он сформулировал клеточную теорию.

При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия немецкого ботаника Маттиаса Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток. Подобное представление, известное как клеточная теория получило название теории Шванна-Шлейдена.

Немецкий ученый Рудольф Вихров в 1858 году доказал, что клетки возникают из клеток путем размножения, что дополнило клеточную теорию.

Валеологическая пауза: Устали? Давайте отдохнем!

1)     Массаж рефлекторных зон на ушной раковине, отвечающих за работу внутренних органов.

2)     Массаж рефлекторных зон на ладонях рук.

3)     Гимнастика для глаз (зажмурить и резко открыть глаза).

4)     Растяжка позвоночника (поднять руки вверх, потянуться правой, а затем левой рукой)

5)     Дыхательная гимнастика, направленная на процесс насыщения кислородом головного мозга (резко вдохнуть носом 5 раз).

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии причитываем и записываем в тетрадь:

1. Клетка является основной структурой и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток. [1]

2. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям.[1]

3. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.[1]

 

Различные формы клеток в связи с выполняемыми функциями.

Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.

Для изучения химического состава органелл клетки используют метод дифференциального центрифугирования. Для определения пространственного расположения и физических свойств молекул, входящих в состав клеточных структур, используют метод рентгеноструктурного анализа. Методы цито - и гистохимии, основанные на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы, позволяют изучить химический состав в клетке.[3]

Вывод: ОБЩНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ – ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕГО ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ.[1]

IV. Закрепление изученного материала.

Проводим в виде теста.

Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – с, 5 – г.

IV. Домашнее задание

Учебник стр. 142-149.

Щекина Е.Г., учитель биологии

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

 

 
 

© 2024. .