Цель:
- сформировать представления о прямоугольном параллелепипеде, о его гранях, вершинах и ребрах, опираясь на модель, изготовленную детьми на уроке технологии;
- упражняться в решении задач;
- развивать внимание, наблюдательность, познавательные интересы;
- сопоставить понятия периметра и площади прямоугольника.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки с геометрическими фигурами для каждого учащегося, мячик, модель пирамиды, matem4.ppt
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала.
- Ребята, интересно вам узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Тогда начнем…
- Что я держу в руке? (мячик)
- На какую геометрическую фигуру похож этот предмет? (Мяч похож на шар)
- Как называется эта геометрическая фигура? (Пирамида)
- Каким общим названием можно объединить эти фигуры? (Это объемные фигуры)
- Ребята, можете ли вы сказать, с чем мы с вами будем работать на уроке? (С объемными фигурами)
- Помогать нам на уроке будет… Это вы узнаете сами, если выполните задание.
- Какое задание? (заполнить таблицу)
- Что для этого необходимо сделать? (Найти периметр и площадь прямоугольника, если известны его длина и ширина; найти ширину и периметр прямоугольника, если известны его длина и площадь; найти длину и площадь прямоугольника, если известны его ширина и периметр)
- Заполняем таблицу. Ответы записывайте в тетрадь.
Длина |
12см |
8дм |
х |
Ширина |
3см |
х |
7м |
Периметр |
х |
х |
24м |
Площадь |
х |
72дм |
х |
36 9 5 35 34 30
Р У Ь Я З Д
-Под ответами запишите соответствующую букву.
- Какое слово получилось? (Друзья)
- С кем веселее работается и любое дело спорится? (С друзьями)
- Когда друзья рядом, то ничего не страшно!
- Молодцы! Я уверена, что вы справитесь со следующим заданием.
- Карточка № 1, первое задание.
- Обведите номера всех прямоугольников.
- Выполняйте.
- Проверяем (3,4,6)
- Физминутка
- Прочитайте второе задание.
- Обведите номера всех прямоугольных параллелепипедов.
- Выполняем.
- Проверяем. (На доске записываем варианты ответов)
- Почему мнения разделились? (Забыли, как выглядит прямоугольный параллелепипед, перепутали с другой фигурой…)
- Чему будем учиться на уроке? (Находить прямоугольный параллелепипед среди других фигур)
- Посмотрите на экран. (Слайд №1)
Тема: Прямоугольный параллелепипед. Куб.
3. Новый материал
На уроке технологии мы изготовили объемную фигуру – многогранник.
- Из каких многоугольников состоит его поверхность? (Из прямоугольников)
- Догадались, как можно назвать такой многогранник? (Прямоугольный параллелепипед)
- Каждый прямоугольник называют… (гранью прямоугольного параллелепипеда)
-Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда? (6)
- Есть ли равные грани? (Есть)
- Где они оказались? (Напротив друг друга)
Посмотрите на экран. (Слайд №2)
- Перед вами модель прямоугольного параллелепипеда.
- Назовите равные грани?
- Что представляет собой каждое ребро? (Каждое ребро – отрезок)
- Назовите…
- Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? (12 ребер)
- Назовите ребра разной длины.
Они называются длиной, шириной и высотой.
- Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда? (8)
- Назовите…
- Сколько ребер выходит из каждой вершины? (3 ребра)
Вершина – это точка пересечения ребер.
Итак, повторим все, что узнали о прямоугольном параллелепипеде. Это объемная фигура у которой 6 граней, 12 граней, 8вершин. Грани представляют собой прямоугольники, ребра – отрезки, стороны прямоугольников – граней, вершины – точки пересечения ребер. Противоположные грани и ребра равны.
-Физминутка
- Посмотрите на экран. (Слайд № 3)
- Ребята, как вы думаете, является ли прямоугольным параллелепипедом куб? (Является)
-Дайте пояснение. (Грани куба – квадраты, а квадраты – это прямоугольники, у которых все стороны равны)
- Теперь вы наверняка сможете найти среди других фигур прямоугольного параллелепипеда?
- Хотите попробовать? Пожалуйста.
- Карточка № 2. Прочитайте задание. Закрасьте прямоугольные параллелепипеды. Выполняйте.
- Проверка. Поменяйтесь карточками. Назовите по счету фигуры, которые закрасили (1,4,5). Поставьте «+» - у кого верно, «-» - кто допустил ошибку.
- У кого «+» - поднимите красную полоску.
У кого «-» - поднимите синюю полоску.
- Как поступят друзья в этой ситуации. (Помогут, тем у кого возникли трудности).
4. Закрепление.
Стр. 49 № 177. С чем будем работать? (С величинами)
- Что нужно сделать в этом задании? (Сравнить)
- Когда возможно сравнение величин? (Когда величины выражены в одинаковых единицах измерения)
9дм 1см > 1дм 9см
1км > 932м
15м > 40дм
Стр. 49 № 173.
60 / 6=10 (км)
60 –10=50 (км)
50 / 5 =10 (км)
Ответ: 10 км отремонтировали во вторник.
Итог урока.
– С какой геометрической фигурой работали на уроке?
(С прямоугольным параллелепипедом)
- Почему параллелепипед называют прямоугольным?
(Его гранями являются прямоугольники)
Спасибо за работу!
Д/з: стр. 49 №178, стр.47 теория
Жалнина О.В., учитель начальных классов
МОУ Алексеевская СОШ
"Образовательный центр"