ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
so_uv.alks_sch@samara.edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Цели урока:

Изучить строение и свойства многоатомных спиртов, опираясь на положения теории химического строения А.М.Бутлерова.

- Проверить знания учащихся по теме «Предельные одноатомные спирты» с помощью ИКТ.


Задачи урока:

- Расширить круг знаний об атомности спиртов и их многообразии.   

- С помощью химического эксперимента показать зависимость свойств веществ от их строения.

- Формировать информационные и коммуникативные компетентности у учащихся в процессе овладения ими новыми знаниями и в процессе проверки и контроля полученных знаний.

 

Оборудование и реактивы:

Глицерин, дистиллированная вода, натрий, растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, демонстрационный столик, лучина, стеклянная палочка, химический стакан, пробирки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка.

Учебник «Органическая химия 10 – 11» Л.А.Цветков, портативный компьютер по одному на стол для каждого ученика.

 

Тип урока. Урок изучения нового материала об органических веществах и проверки знаний учащихся по предыдущей теме (тестирование).

Ход урока.

I.                   Организация учащихся для проведения урока и постановка целей урока.

- Здравствуйте ребята, садитесь, приготовьтесь к уроку.(Учебник, рабочая тетрадь, чистый лист для тестирования.)

- Сегодня очень насыщенный урок, нужно много успеть сделать, поэтому слушаем меня внимательно и стараемся всё выполнить, что намечено.

- Что же намечено? Большую часть урока посвятим изучению новой темы, расширяющей знания о спиртах, затем проверка письменного домашнего задания и завершится урок проверкой ваших знаний по всей теме «Предельные одноатомные спирты» с помощью компьютерной тестирующей программы.

    II. Изучение новой темы.

            - Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока. (Пишу на доске:  7.12. 07г. Тема: Многоатомные спирты.)

            - Вспомним и скажем некоторые определения, касающиеся спиртов.

            - Какие органические вещества называются спиртами? (Органические вещества, в состав которых входит одна или несколько гидроксильных групп – OH, связанных с углеводородным  радикалом.)

            - Что такое функциональная группа? (Группа атомов, за счёт которой проявляются химические свойства.)

            - От чего зависит атомность спиртов? (От числа групп – ОН.)

            - Назовите химические формулы метанола и этанола. (CH3OH, C2H5OH)

            - Почему они одноатомные? (Имеют в составе одну группу – ОН.)

            - Запишите в тетрадях  (вместе со мной) графическую формулу простейшего много атомного спирта этиленгликоля.

             - Опишите устно его химическое строение.( Углеродная цепочка состоит из двух атомов углерода, связь между атомами углерода простая, гидроксильные группы находятся у разных атомов углерода (Соединения, содержащие две группы – ОН у одного атома углерода неустойчивы и быстро разлагаются. Например, угольная кислота.) )

- Почему этиленгликоль относится к двухатомным спиртам? ( Потому что в  состав  его молекулы входят две гидроксильные группы.)

- Назовём этот спирт по систематической номенклатуре. (Этандиол – 1,2. Производное этана по числу атомов С, частица –ди указывает на две одинаковые группы атомов в составе, суффикс –ол указывает на наличие групп –ОН.)

            - Составьте самостоятельно графическую формулу трёх атомного спирта глицерина, если  известно, что углеродная цепочка состоит из трёх атомов углерода, что все связи между атомами углерода простые, а функциональные группы находятся у разных атомов углерода. (СН2ОН – СНОН – СН2ОН)

            - Назовите глицерин по систематической номенклатуре. (Пропантриол – 1,2,3.)

            - Этиленгликоль и глицерин наиболее известные и важные представители многоатомных спиртов. Сформулируйте определение многоатомных спиртов, зная уже этот факт. ( Это спирты, содержащие несколько функциональных групп – ОН.)

            - Откройте учебник стр. 126, прочитайте вслух информацию о физических свойствах этиленгликоля и глицерина.(Демонстрация растворимости глицерина.)

            - Что можно предположить о химических свойствах многоатомных спиртов? (Можно предположить сходство в свойствах с предельными одноатомными спиртами, так как вещества содержат одинаковую функциональную группу.)

            - Пишем в тетрадях (Я на доске.) «Химические свойства.»

            - Действительно, есть ряд одинаковых химических свойств у одно- и многоатомных спиртов, которые объясняются наличием одной и той же функциональной группой. Назовём эти химические свойства, напишем уравнения  реакций, назовём вещества.

1. Взаимодействие с металлами.(Демонстрация взаимодействия глицерина с натрием, доказательство наличия водорода в продуктах реакции с помощью лучины, обугливание глицерина)

2. Взаимодействие с галогеноводородными кислотами.(За счёт всей группы – ОН, в отличие от первого свойства)

            - Накопление функциональных групп приводит к их взаимному влиянию, к увеличению подвижности водорода в группе – ОН, к усилению кислотных свойств в сравнении с одноатомными, а значит к появлению новых свойств, отсутствоваших у одноатомных. ( Взаимодействие с основаниями.)

            - Примером таких свойств является взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).(Демонстрация этого свойства на примере глицерина. В результате реакции образуется ярко – синий раствор глицерата меди ( II) )

            -Запишем это отличительное химическое свойство многоатомных спиртов и запомним, что это качественная реакция на них.

3. Взаимодействие с гидроксидом меди ( II ). Качественная реакция.)

        III. Закрепление нового материала.

- Чем многоатомные спирты отличаются от одноатомных по составу? (Большим числом гидроксильных групп.)

- Назовите самых известных представителей этой группы веществ и скажите их химические формулы. ( Этиленгликоль, С2Н4(ОН)2; Глицерин, С3Н5(ОН)3

- С помощью какой качественной реакции можно распознать многоатомные спирты? ( Взаимодействием с гидроксидом меди (II) )

IV. Домашнее задание.

            - Запишите  задание к следующему уроку. ( На доске: §27 стр.126 – 127, письменно стр.128. № 28, 31.)

V. Проверка письменного домашнего задания.

            - Открыть учебники на странице 125, прочитать условие упражнения №20, а ответ в рабочей тетради.( Приведите два способа получения этанола, исходя из этена)

            - С первым способом знакомит один ученик.( 1) Гидратация этилена.

СН2 = СН2 + Н2О → С2Н5ОН ( при Т =280-3000, Р = 7-8МПа, кат.Н3РО4))

            - Со вторым способом следующий.(2) С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Cl → C2H5OH)

            - В каждом случае называть все вещества, участвующие и образующиеся в ходе предложенных реакций, указывать типы реакций.

            - Каким способом получают этанол в промышленности? ( Первым.)

VI. Компьютерное тестирование учащихся по теме «Предельные одноатомные спирты».

            - Уберите учебники и рабочие тетради, включите компьютеры.

            - Откройте тестирующую программу.

            - Выберите свой вариант (I -  для учащихся первого и третьего рядов, II – для учащихся второго ряда)

            - Внимательно читайте вопросы и не менее внимательно выбирайте ответы, не торопитесь, желаю успехов.

            - Тем, кто справился со всеми вопросами следует позвать меня для выставления оценки.

            - Закройте тестирующую программу, выключите компьютеры.

VII. Итог урока.

            - Изучили строение и свойства многоатомных спиртов.

            - Получили все оценку знаний по теме «Предельные одноатомные спирты»


Цыганова Т.Н., учитель химии

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

 

 
 

© 2024. .