ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
so_uv.alks_sch@samara.edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Цели  урока:  Сформировать  общее  представление  о  данной  сфере человеческой   деятельности;

                         ввести  в  круг  наиболее  существенных  и  актуальных проблем:  что  значит  познать мир  и  самого себя,

                         какую  роль  играют  знания  в  жизни общества  и  человека,  как  соотносятся  мышлении  и чувства   в  процессе  познания;

                         раскрыть  особенности  чувственного  и  рационального познания и формы в которых  оно  происходит;

                         Развитие умения свободно высказывать и обсуждать многообразные  идеи  и  взгляды,  развитие  навыков работы  с  рабочим  листом.

 

Понятия:       чувственное  познание  (ощущение,  восприятие, представление)

                       рациональное   познание  (понятие,  суждение, умозаключение)

Оборудование:  УЭП."Обществознание" Урок № 21.

                            Рабочий  лист  по  теме.

 

                                    План  урока.

 1)  Изучение  новой  темы.

       а)  роль  знаний  в  жизни  общества  и  человека;

       б)  как  добываются  знания;

       в)  объект  и  субъект  познания;

       г)  чувственное  познание  мира  и  его  формы;

       д)   рациональное  познание  и  его  формы;

       е)  эмпирики и  рационалисты.

А)     Сегодня  мы  с  вами  приступаем  к  изучению  ещё  одного  вида  деятельности  -  познавательной  Наша задача  разобраться  как  формируются  знания,  каковы  его  источники,  а  так  же  остановимся  на  таких важных  проблемах:  что  значит  познать  мир,  какую  роль  играют  знания  в жизни  человека   и  общества.

         Начнем  с вопроса  о  роли  знаний  в  жизни  общества  и  человека.   Обратимся  сначала  к  народной  мудрости.  Дома  вы  должны  были  подобрать  пословицы  и  поговорки  на  заданную  тему,  а  так  же  подготовить  ответ  на  этот  вопрос.

        Заслушиваются  ответы  учащихся

Вывод:  Итак,  ещё  с  давних  времён  люди  поняли  какую  огромную  роль  играют  знания  в  жизни  общества  и  человека.  Познавая  мир  и  самого  себя,  люди  обретают  новые  знания,  осмысливают  их.  Это  дает  возможность  им  ориентироваться  в  мире,  объяснять  и  предвидеть  многие  события.

       Выполняются  задания  №1  №2  рабочего  листа. 

Б) -  В) Демонстрируется  слайд  №1 Знания  не  возникают  сами  по  себе  Они  результат  особого  процесса  -  познавательной  деятельности  людей.   А  всякая  деятельность   предполагает  наличие двух  сторон:  познающего  человека  (субъекта  познания)  и  познаваемого  предмета  (объекта  познания).  При этом  объектом  познания    может быть  не  только  предмет,  но и  сам  человек.  Этот  процесс  познания  человеком  самого  себя  называется  самопознанием.

А  теперь  рассмотрим  познавательную  деятельность  с  точки  зрения  структуры.  Начнём  с  мотива.  Что  же  выступает  в  качестве  мотива  в  процессе  познания? (слайд  №1)

 Мотив -----  Цель  ------- Средства   -----  Действия  -------  Результат.

Мотивом  выступает  -  любознательность,  прагматизм,  стремление  получить  целостное представление  о  мире  как  основе мировоззрния.

Цель  -  получение  новых  знаний  о  мире  и  о  себе.

Средства  - познавательные способности,  органы  чувств,  мышление,   

 научные  приборы,  интуиция.  (слайд  № 4)

Действия  -  произвольное  познание  и  непроизвольное.

Результат  -  знание  о  мире  и  о себе.       

Остановимся  поподробнее  на  познавательных  способностях.

Способности  сначала  существуют  в  виде  задатков,  например,  к  музыке,  рисованию  спорту,  лидерству.  Эти  задатки  надо  развивать,  тогда  они  превратятся  в  способности.  Но  многие  люди  в  силу  разных  обстоятельств, плохо  осознают  свои  задатки,  не  уделяют  им  внимания.  В  результате  общество  не  дополучает  способных  людей,  а  люди не  реализуют  себя. Подумайте,   удалось  ли  вам  развить  свои  задатки  и  превратить  их   в  способности?

       Как  же  происходит  познание?

Оно  происходит  либо  непроизвольно,  либо  в  специально  организованном  процессе.

      Приводятся  примеры.

Разбив  стекло  мы  познаем,  что  стекло  хрупкое.  Древние  люди,  охотясь,  наблюдали  за  повадками диких  животных,  приобретали  полезные  сведения,  которые  помогли  им  в  дальнейшем  в  их  одомашнивании.

Но  вот  другой  пример.  Зоолог  проводит  специальные  исследования  по  выявлению  особенностей  размножения  диких  животных  в  неволе.  Ученики  в  школе  на  уроках  физики  изучает  свойства  твердых  тел.  Здесь  речь  идет  о  специально  организованном  процессе.  При  этом  в    отличии от  ученика,  ученый  может  открыть  новый  закон,  который  станет  достоянием  человечества, а  ученик  тоже  может  открыть  много  нового,  но  для  себя,  для  своего  личного  опыта.

      Выполняются  задания  №3  и  №4  рабочего  листа

Г)  А  теперь  давайте  зададимся  вопросом:  как  человек  познает  окружающий  мир? 

     Слайд  №2.  Чувственное  познание  и  его  формы. 

Вводятся  понятия:  ощущение,  восприятие,  представление. 

В  учебнике  находятся  и  подчеркиваются  определения.  (стр.  91 -92)

    У  всех  ли  живых  существ  восприятие  одинаково? 

Приводятся  примеры  в  которых  отражается тот  факт,  что  на  характер  и  содержание  чувственного  образа  познавательного  процесса  влияют:  особенности  наших  органов  чувств,  индивидуальный  опыт,  культурно- исторический  опыт.

Примеры:  гремучие  змеи   имеют  особое  тепловое  зрение,  собаки  все  видят  в  черно- белом  свете;  восприятие  взрослого  и  ребенка  различно,  в  далеком  прошлом  у  людей отсутствовало  восприятие  линейной  перспективы;    индейцы  племени  камайура не  различают  синего  и  зеленого  цветов,  а  обозначают  их одним  и  тем  же  словом,  значение  которого -  «цвет  попугая».

         Ну  а  как  же  быть  когда  человек  не  видит,  не  слышит  и  не  говорит?  Значит  ли  это,  что  он  обречен  на  полную  изоляцию?

 Обратимся  к  рабочему  листу.  Прочтите  стихотворение  О.Скороходовой .  Что  вы  можете  сказать  о  восприятии   мира  этой  поэтессой?  Можем  ли  мы  сказать,  что  она - человек  остро  чувствующий  красоту  мира?  А  теперь  узнаем,  что  она    не могла  видеть,  слышать,  говорить.

  Выполняются  задания  №5, №6, №7.

Г)  А  теперь  зададимся  вопросом:  можно  ли  познать  мир  с  помощью  органов  чувств?

Зачитываются  слова  В. Соловьева  на  стр.92  учебника.

Слайд№3.  Рациональное  познание.

Вводятся  понятия: понятие,  суждение,  умозаключение

Разбирается  пример  на  стр93  учебника  о  суждении  и  умозаключении.

 Выполняются  задания  №8, №9, №10.

Е)  Какое  познание  важнее?  Чувственное  или  рациональное?

  Заслушиваются  ответы  учащихся.

В  17 – 18  веках  этот  вопрос  стал предметом  острого  спора  среди  философов.  Философы – рационалисты  отдавали  предпочтение  разуму,  философы – эмпирики  признавали  решающую  роль  чувственного  опыта.  Выполняется  задание  из  учебника  на  стр.  95.  задание 2.

Разобраться  в  позициях  спорящих  сторон  и  определить  свою  позицию  нам  поможет  уяснение  понятия  «истина».  Речь  о  том, что  такое  истина  пойдет  уже  на  следующем  уроке

Заключительный  этап  урока. 

Итак,  что  мы  выделяем  как  главное  из  пройденного  на  уроке  -

познание –это  самостоятельный  вид  деятельности;  ( слайд- Главное)

познание  пронизывает  все  стороны человеческого  мира;

главная  цель  познания – обретение  людьми  новых знаний  о  мире  и  самом  себе,

познавательная  деятельность  предполагает  единство  чувственного  и  рационального  познания.

Рабочие  листы  сдаются  на  проверку.

Домашнее  задание: §  8

Ответить  на  вопросы  к  тексту  полученному  в  качестве  домашнего  задания



Талалаева Н.П., учитель истории

и обществознания

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

 

 
 

© 2024. .