ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
so_uv.alks_sch@samara.edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Цели урока:

1.Закрепить у учащихся знания  понятий, характеризующих средневековое общество.

2.Показать положение, условия жизни и быта разных слоёв населения: крестьянства, феодалов.

3.Воспитывать чувство уважения и сопереживания к низшим слоям общества.

4.Развивать умение выслушивать мнение товарищей.

 Основные понятия и термины:

Сословия, сеньор, вассал, феодальная лестница, феодальная вотчина, феод, феодал, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство, сеньория, община, лично зависимые крестьяне, трёхполье.

  

Оборудование:

 Доска, иллюстрации, карточки, мяч, поезд.

Методические приёмы:

 

Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.


План урока:

1. Текущий контроль знаний и умений.

2. Физ. минутка - игра малой подвижности «Даты, события, понятия».

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление полученных знаний.

 Ход урока.

1. Постановка цели и проблемы урока перед учащимися.

АОтправляемся в путешествие в прошлое на поезде времени с остановками на следующих станциях: « Вопроскино», «Терминово», «Путанково», «Рассказкино», «Объяснялкино», «Думкино».

Б) Необходимо выяснить: каково было место крестьянства среди других сословий?

(Перед детьми изображение  поезда; на вагонах написаны станции, по которым предстоит путешествие.)

 

Станция «Вопроскино».

1. За счёт чего в Западной Европе в раннее Средневековье формировалась крупная земельная собственность?

 Несения военной службы.

2. На какие сословия делилось общество в Средние века?

Молящихся, воюющих, работающих.

3. Какие задачи стояли перед каждым сословием?

 Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были защищать общество от врагов. Крестьяне кормили всех остальных.

4. С чем в те времена сравнивали  слои общества?

 С телом человека. Молящихся уподобляли груди, воюющих – рукам, трудящихся – ногам.

5. Почему ведущая роль принадлежала  «воюющим»?

 В то время постоянно велись войны, и  воюющие владели большей частью земли.

 

Станция «Терминово».

-Объясните следующие понятия:

феод – наследственное земельное держание, предоставленное на условии несения военной службы;

феодал – представитель воюющего сословия, которому принадлежал феод;   

 сеньор – крупный земельный собственник, имеющий зависимых от него крестьян и вассалов; вассал – лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение службы.

-Составьте схему «феодальной лестницы»:

  Король

             Герцоги и графы

                                         Бароны

                                                     Рыцари

                                                                  Крестьяне (не входили в феодальную лестницу)

Станция «Путанково».

Игра – расставить буквы в нужном порядке: Берг, тукуностьраз, рнирту, царьры, кдекос

(герб, куртуазность, турнир, рыцарь, кодекс).

Станция «Рассказкино».

Работа по карточкам для двух учащихся:

-Рассказать о воспитании рыцарей.

С 7 лет мальчиков отдавали на воспитание к знатным феодалам. Их учили ездить верхом, владеть оружием, плавать, танцевать, петь, охотиться, изысканным манерам.

-Описать замок рыцаря.

Замки были неприступны: строились на холмах, были окружены рвом, наполненным водой. В замке и вокруг находились следующие строения: подъёмный мост, конюшня, амбар, хлев, колодец, часовня, жилище хозяина, помещение для хранения оружия, донжон.

Станция «Объяснялкино».

-Объяснить понятие рыцарская культура, кодекс рыцарской чести.

Рыцарская культура – особая система ценностей, представления о том, что хорошо и что плохо, что важно и неважно. Замки, гербы, турниры, пиры, поэтические состязания.

Кодекс рыцарской чести. Рыцарь должен быть храбрым, верным сеньору, щедрым,  защищать слабых, отстаивать христианскую веру, уметь общаться с дамами. Честь превыше всего.

-Что означает поговорка «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Станция «Думкино».

Кого называют рыцарем в наши дни? Совпадает ли смысл этого слова со средневековым?

Мужчину, который умеет ухаживать за дамами. Не совсем, т.к. изменились нравы, люди и их поступки.

Физминутка. Игра с мячом. "Даты. Понятия. События."

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч детям по очереди и задаёт вопросы, а учащиеся при броске учителю должны сказать ответ.

1. Какие века вошли в понятие Средние века? С5 по 15 век.

2. Перечислите исторические источники: вещественные, письменные, устные, изобразительные.

3. На какие периоды делится история средних веков?

Раннее, зрелое и позднее средневековье.

4. Когда пала Западная Римская империя? В 476 году.

5. Дайте определение Великому переселению народов. Это передвижение варварских племён, в результате которых пала Западная Римская империя.

6. Что такое королевский двор? Центр управления страной.

7. В каком году образовалась империя франков? В 800 году.

8. Сколько лет продлилось её существование? 43 года.

9. Назовите религии, которые мы изучили? Христианство, ислам.

10.Чем прославились арабы? Внесли огромный вклад в математику, астрономию, медицину, поэзию.

 

       Выставление оценок за домашнее задание. За удачное путешествие по станциям «отлично» и «хорошо», остальным необходимо подтянуться, повторить ранее изученные термины и понятия.

       3. Изучение нового материала.

- Рассказ учителя о складывании особого порядка феодальных отношений, именуемых сеньорией.  Земля, принадлежащая феодалу, крестьяне, обрабатывающие землю, те платежи и работы, которые они выполняли в пользу сеньоров – всё это именуется сеньорией. Земля сеньории делилась на две части: одна – феодала, другая делилась на наделы для крестьян. За пользование землёй крестьяне несли повинности.

Разбор новых понятий и запись их в тетрадь: барщина – работа на господском поле; оброк – плата продуктами или деньгами; лично зависимые крестьяне – несли повинности не только за землю, но и за себя лично; феодальная вотчина – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

- Самостоятельная работа детей с учебником: чтение пункта 2.,нахождение ответа на вопрос: что такое трёхполье и каковы его преимущества? Трёхполье – это порядок обработки земли, при котором одна треть засевается озимыми, другая – яровыми, третья – остаётся под паром.

- Объяснение понятий: « натуральное хозяйство», «община», её роль  в жизни крестьян.

Задание п.5: почему именно в крестьянской культуре были наиболее сильны языческие традиции?

Основная масса населения была безграмотной, все обычаи и традиции передавались устным способом ( из уст в уста).

4.Закрепление нового материала.

Вопросы к детям:

-Какие повинности выполняли крестьяне по отношению к сеньору? барщину, оброк.

-Чем отличаются быт и занятия крестьян и феодалов? Феодалы проводили время в войнах, рыцарских турнирах, охоте, путешествиях, пирах и других развлечениях. А крестьяне почти все дни в году вынуждены были работать на феодалов, чтобы прокормить свою семью.

-Что такое натуральное хозяйство?

 Хозяйство, в котором всё необходимая продукция производилась на месте для себя, а не для продажи.

-Какие стороны жизни крестьян регулировала община?

 Община регулировала все стороны жизни деревни: правила пользования деревенскими угодьями, чем засевать поле, разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь нуждающимся, защищала от нападения чужаков.

-Каково было место крестьянства среди других сословий?

Вывод:

крестьяне были самым низшим сословием среди других, а также униженным и оскорблённым, т.к. находилось в феодальной зависимости. Переход в другое сословие был невозможен. 

Домашнее задание:

п. 11, работа над вопросами на странице 114.  Нарисовать иллюстрации: «Один день крестьянина», «Замок рыцаря».

 


Киселева Л.А., учитель истории

и обществознания

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

 

 
 

© 2024. .