ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
446640, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Школьная, 36
+7 (84671) 2-11-48
so_uv.alks_sch@samara.edu.ru

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

МЕНЮ

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Круглосуточная телефонная линия

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122

 

Цели: 1. Дать учащимся представление об   эпистолярном жанре;

            2. познакомить их с правилами написания письма;

            3. сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.

 

Оформление:

1.   Эпиграф на доске: слова В.Г.Короленко.

                   «Слово дано человеку не для          

                                самоудовлетворения, а для

                                воплощения и передачи той мысли,

                                того чувства, той доли истины и

                                вдохновения, которым он обладает, -

                                другим людям».

2.   Дидактический материал -карточки с правилами написания письма, образцы писем.

3.   Запись на доске слова «эпистола».

                  «Эпистола» (греч.) – письмо, послание.

 Ход урока 

1.  Вступительное слово учителя.

«Я к вам пишу, чего же боле?» Так начала своё письмо к Евгению Онегину влюблённая в него Татьяна. Красиво, лирично звучит оно. Сейчас странно было бы получить или написать что-то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Всё реже пишем мы письма. И многое теряем.

         А что мы знаем о письмах?

    О роли письма в жизни людей расскажут ваши товарищи.

2.  Сообщения учащихся «Для любопытных».

(4 небольших выступления).

1.       Письма играют большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они слышали, видели, переживали. В письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку.

2.        Письма – источник наших знаний о прошлом. Известны берестяные грамоты, они писались на берёсте. Их писали жители Новгорода ещё в 10 веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

        Если у вас есть письма с фронта, прочитай вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой. Берегите такие письма. В них запечатлена история твоей семьи, а это частица истории нашей страны, нашей Родины.

3.  Иногда писатели создают художественные произведения в форме писем, переписки. Вспомним, например, рассказ А.П.Чехова «Ванька», роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди». Есть такие произведения и в современной литературе -книга А.Алексина «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле».

4.      Письма многих писателей, художников, учёных собраны в специальные книги, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чём думали, что их волновало.

3.  Слово учителя.

Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё  начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времён. В форме писем сочинялись романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.

    А умеем ли мы писать письма?

4.  Творческая работа с учащимися.

(Деление класса на несколько творческих групп).

«Круглые столы». Беседа по вопросам:

 

1)   Какие вы знаете виды писем?

2)  Где обычно пишут обращение?

3)  Что следует писать в конце письма?

4)  Нужно ли оставлять поля?

5)  Каким должен быть почерк?

6)  Можно ли писать письма карандашом?

7)  Какой должна быть бумага?

8)  Какой стиль используется в письме?

9)  Как нужно подписывать конверт?

5.  Задание каждой группе: написать письмо

1) другу, 2) родным, 3) учителю (5 минут).

 

6.  Чтение написанных писем, обсуждение.

7.  Знакомство с правилами написания писем «Узелки на память».

(Учитель раздаёт карточки с правилами; чтение вслух по очереди по пунктам; также учитель обращает внимание учащихся на слова В.Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи  той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым обладает, - другим людям».

              Как писать частные письма.

Вот некоторые правила, которых должен придерживаться каждый культурный человек.

 

1.   Письмо начинается с обращения, расположенного посередине листа: «Дорогая мамочка!», «Милая бабушка!», «Здравствуй, Саша!» и т.д.

2.   Далее следует несколько слов о получении письма или упоминание  о последней встрече с адресатом. Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем - о себе самом.

3.   В правом верхнем углу письма непременно надо поставить дату написания.

4.   В письме важно не только содержание, но и оформление. Небрежно написанное письмо, к тому же с многочисленными ошибками, недопустимо, даже, если оно предназначено близкому человеку. Письма следует писать разборчиво. Если почерк не совсем разборчив, в конце письма нужно извиниться за плохой почерк.

5.   Содержание письма должно быть подчинено логике. Не следует писать первое, что пришло в голову.

6.   Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Не следует использовать листы, вырванные из тетради. Письма принято писать от руки, но возможно и печатное письмо.

7.   Для написания письма не следует использовать карандаш, т.к. это затрудняет чтение, а на изгибах листа делает его и вовсе невозможным.

8.   Завершается письмо добрыми пожеланиями и выражениями своего отношения к адресату; за этим следует подпись (например: «Желаем Вам всего доброго. С уважением. Александр»).

9.   Если в письме несколько страниц, то проследите за тем, чтобы, во-1-ых, конверт был достаточно велик, и, во-2-ых, чтобы все страницы были пронумерованы (цифры, как правило, ставятся вверху, посередине страницы; иногда – в правом верхнем углу).

10. Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета».

8.  Чтение писем-образцов.

(чтение писем учащимися).

Как говорится, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Рассмотрим конкретные примеры. Как кратко и в то же время душевно оформить приглашение на обед, в гости, поздравить с праздником? Как составить благодарственное письмо? Для того, чтобы узнать ответы на эти вопросы, раньше составляли и публиковали специальные «письмовники». К помощи одного из них я и обращаюсь.          

                            Письмо матери к дочери

 

Милая и добрая моя маменька!

     Первое января – очаровательный день: само сердце рвётся к Вам, чтобы пожелать здоровья, счастливых дней и всего того, что Вы только можете желать себе сами.

    Я люблю и уважаю Вас настолько, что без Вашего счастья нет счастья и у меня .Ужасно трудно переносить разлуку с Вами, и я нетерпеливо ожидаю свидания.

Ваша признательная дочь Г. …

 

Письмо к другу

Дорогой мой Миша!

   С днём ангела приветствую тебя! Будь вечно здоров и невредим! Желаю тебе от души всего, что только может составить твоё счастье. Желаю, кроме здоровья, спокойствия и семейного счастья, дожить до глубокой старости.

Любящий, преданный и уважающий друг твой В.Ч.

 

Приглашения к обеду.

Многоуважаемый Е.И.

   Завтра ожидаем Вас к обеду. Вы, надеемся, не захотите лишить нас удовольствия видеть Вас.

Преданный Вам Д.И.

 

Многоуважаемый П.Ю.

  Позвольте Вас пригласить завтра к нам в 5 часов дня на обед. Будут только свои, домашние и родственники.

М.Щ.

9.  Словарная работа.

( в тетрадях и на доске учащиеся записывают слова на тему «Письмо»).

   Конверт, корреспонденция, карандаш, авторучка, штемпель, почтальон, адрес, открытка, здравствуй, до свидания, привет, извините, уважаемый, спасибо, благодарю.

10.  Слово учителя.

    Сегодня на уроке мы рассмотрели основные правила написания частного письма. На следующем мы будем учиться писать деловыё письма.

 

Домашнее задание:

       Написать письмо по любой выбранной теме: «Яркое событие моей жизни», «Мой учитель».  


Митрофанова Л.П., учитель русского

языка и литературы

МОУ Алексеевская СОШ

"Образовательный центр"

 

 
 

© 2024. .